Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkraineNeuroGlobal


UkraineNeuroGlobal

Международный неврологический журнал 3(13) 2007

Вернуться к номеру

Абсент. История «зеленой феи» или медленное безумство.

Авторы: С.К. Евтушенко, Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького, Донецкий областной детский клинический центр нейрореабилитации.

Рубрики: Неврология

Разделы: Любимая страница

Версия для печати



Мы решили опубликовать некоторые подборки об одном необычном веществе (туйоне), вызывающем необычное состояние у необычных людей!
Воспринимайте ее, коллеги, сквозь призму своей компетентности и душевных качеств.



Ни один напиток не вызывал столько споров, ни один напиток не казался таким таинственным, как абсент. В ряду крепких спиртных напитков ему принадлежит особое место. Как правило, все горькие настойки начинали свое существование как лекарства. Та же история произошла и с абсентом. В конце XVIII века лекарь по имени Пьер Ординэ стал работать в окрестностях швейцарского города Кове — торговал целебным эликсиром на основе аниса, фенхеля, иссопа, мелиссы, корня петрушки и, самое главное, полыни.
Рецепт эликсира принадлежал сестрам Анрио, именно они начали впервые готовить абсент. Неудивительно, что в его состав входила полынь: еще во времена Галена и Гиппократа полынь была известна как ценное лекарственное растение. По-латыни полынь — агtеmisia аbsinthium, отсюда и название «абсент». Полынная настойка не была новостью — до нее пили и полынное вино (в Древнем Риме), и полынное пиво (в Англии). Так или иначе, микстура доктора Ординэ скоро стала известна не только как лекарство. Когда некий майор Дюбье попробовал напиток, он так впечатлился, что купил рецепт у сестер Анрио и стал сам делать абсент. Он перенес производство во Францию, и там началась династия Перно — знаменитых изготовителей абсента (по фамилии зятя майора — Анри-Луи Перно).
Марки абсента отличались по качеству. Самый лучший абсент дистиллировали, используя виноградный спирт, а сорта подешевле готовили из промышленного спирта, в котором вымачивали листья полыни или просто добавляли экстракты. Получался зеленоватый, прозрачный, очень крепкий напиток (65–70 градусов). Фабрика Перно была образцом эффективности и гигиены: в 1896 году она производила 125 000 литров абсента в день. Вскоре абсент к тому же превратился в напиток героев. Во время французских колониальных войн в Северной Африке, которые начались в 1830 году и достигли пика в 1844–1847 годах, французским военным выдавали абсент для профилактики малярии, дизентерии и дезинфекции питьевой воды. Мода на абсент распространилась в среде французских колонистов и эмигрантов в Алжире.
Когда Африканский батальон, прославленный в боях, вернулся домой, пить абсент на парижских бульварах стало благородным делом. Золотая эра абсента началась!
Поначалу считали, что можно выпивать только одну порцию (абсент «Перно» содержал 60 процентов алкоголя, или 120 градусов, то есть был вдвое крепче виски). Но умеренность в этом вопросе продержалась недолго: «зеленая фея» очаровала французов. В конце концов, первую порцию абсента можно было выпить в одном кафе, а потом перейти в другое, и так без конца.
В Париже абсент стал символом вдохновения. Абсентом увлекались не только мужчины, но и женщины, которые называли его своим «маленьким пороком». Для парижанок абсент (вместе с сигаретой и велосипедом) значил одно: свободу. Кроме абсента, было много других дурманящих веществ: модный десерт — клубника в эфире, морфин, кокаин, да мало ли что еще? Серебряные и позолоченные шприцы продавались у ювелиров. Дамы предпочитали пить абсент неразбавленным, чтобы не пить слишком много (ведь они носили корсеты). Многих привлекал особый привкус, как сигареты с ментолом. Привыкание к абсенту начало распространяться. Вместо светских львиц появились изможденные женщины, тупо смотрящие поверх стакана (как на картине Эдгара Дега «Абсент»). Так сложилась зловещая репутация абсента. Его стали называть «омнибусом в Шарантон», то есть в психиатрическую лечебницу. Власти забеспокоились: от буржуазии и артистической богемы увлечение абсентом постепенно перешло к рабочим. Пока ревнители здорового образа жизни обвиняли абсент во всех бедах, молодой ученый Валентин Маньян выделил токсичное вещество, которое содержится в эфирном масле полыни, — туйон. Удалось доказать, что туйон вызывает сильнейшие эпилептические припадки и галлюцинации! 7 января 1915 года производство абсента во Франции было запрещено.
Винокурня Перно была закрыта, и только после Первой мировой войны во Франции появился новый аператив на основе аниса, более «безобидный». В 1928 году фирмы, созданные Перно и сыновьями, объединили усилия и выпустили в продажу напиток под названием «Перно» крепостью 40–45 градусов, без добавления полыни. Французы приняли «безопасный» вариант абсента, а в 1932 году на рынке появился «Рикар» — еще одна крепкая анисовая настойка, которая готовилась немного по-другому. «Рикар» и «Перно» долго конкурировали, пока не решили объединиться. Так закончилась история коварной «зеленой феи».
 
 
Предупреждение
К туйону можно привыкнуть, как и к алкоголю.
Не давайте пить абсент и лекарства из полыни беременным или планирующим беременность женщинам. Не рекомендуется пить абсент и лекарства из полыни матерям, кормящим грудью. Нельзя лечить детей по крайней мере до 2 лет препаратами из полыни.
Побочные эффекты, вызванные чрезмерными дозами абсента:
— бессоница, ночные кошмары, тошнота;
— судороги (немедленно обратиться за помощью);
— оцепенение (немедленно обратиться за помощью);
— тремор, или дрожь (прекратить прием и обратиться к врачу);
— депрессия;
— психоз.
 
 

Самые знаменитые любители абсента
 
Оскар Уайльд
В конце XIX века было модно жить так, как жил «главный эстет страны» Оскар Уайльд, а он жил так, чтобы жизнь была похожа на искусство. В жизни Уайльда и его друзей абсент занимал не последнее место. Действие абсента Уайльд описывал так: «...первая стадия — как обычное питье, во второй ты начинаешь видеть чудовищные и жестокие вещи, но, если не сдашься, ты войдешь в третью и увидишь то, что хочешь видеть, всякие чудеса». После того как он пил абсент три ночи, ему все еще казалось, что его разум исключительно ясен. Пришел официант и стал сбрызгивать водой опилки на полу. Тут же появились и выросли чудесные цветы — тюльпаны, лилии, розы — целый сад. По настоянию официанта Уайльду пришлось уйти, но, по его словам, направляясь к выходу, он чувствовал, как тяжелые головки тюльпанов бьют его по ногам.
 
 
Анри де Тулуз-Лотрек
Анри де Тулуз-Лотрек нашел себя в двадцать пять лет, когда стал рисовать варьете, кафе, театры и нищую жизнь Парижа. Его картины совершили переворот в рекламе, а его любимым напитком было «землетрясение» — смертельное сочетание абсента и бренди. Гюстав Моро говорил, что его картины «целиком написаны абсентом». Он носил с собой полую трость, в которой был абсент, и рюмку. Часто бывало, что художникам вредил не столько абсент, сколько их бедная жизнь. Абсент стоил дешево, а поесть как следует удавалось не всегда. Тулуз-Лотрек страдал манией преследования, его пытались защитить от самого себя: по просьбе матери он некоторое время лечился в частной клинике.
 
Эдгар Дега
Известная картина Дега «Абсент» сначала называлась «В кафе». Публика приняла ее очень плохо: унылая пара за столиком никому не нравилась. Для картины позировал друг Дега Марселен Дебутен (между прочим, перед ним стоит стакан кофе). Абсент пьет женщина, актриса и натурщица Элен Андре. В жизни она совсем не была такой жалкой, как на картине. Через сорок лет она описывала, как они позировали: «Передо мной стоял стакан абсента. В стакане Дебутена было что-то совершенно безобидное... а мы выглядим, как два идиота. Я была недурна в то время, сейчас я могу это сказать. Ваши импрессионисты считали, что у меня «вполне современный вид», у меня был шик, и я могла держать ту позу, какую от меня хотели… Дега меня просто уничтожил!»
 
 
Эрнест Хемингуэй
Абсент никогда не запрещали в Испании. Там его пил Эрнест Хемингуэй — большой поклонник «зеленой феи». Когда он жил во Флориде, абсент ему привозили с Кубы. «Напился вчера абсента и делал трюки с ножом. Получилось очень хорошо, когда бросал его из-под руки в рояль». На вопрос, откуда в рояле дыры, Хемингуэй отвечал: «Это все древоточцы».
 












Винсент Ван Гог
«Ван Гог – шизофреник», — говорили одни. «Ван Гог – эпилептик», — утверждали другие. В жизни Ван Гога абсент сыграл страшную роль. Очевидно, туйон, содержащийся в абсенте, мог вызывать очень сильную зависимость. Ван Гог страдал галлюцинациями, его поведение считали безумным. Его друг Гоген пытался помочь ему, но характер Ван Гога был слишком тяжелым. Утром 27 июля 1890 года, уходя рисовать, Ван Гог взял с собой пистолет и днем выстрелил себе в сердце. Через два дня он умер, его похоронили на местном кладбище. Спустя пятнадцать лет тело Ван Гога решили перезахоронить рядом с могилой его брата. Когда гроб откопали, стало видно, что корни туи полностью оплели его, как будто держали в крепких объятиях. Эта старая туя сохранилась до сих пор.
И все же человечество должно быть благодарно, что Бог нам послал такого великого художника, как Винсент Ван Гог. Художник знал о своем недуге, и свое состояние он так описал за 7 дней до смерти: «За свои картины я заплатил жизнью и они мне стоили половину моего рассудка».
Вот как сказал о нем его собрат по ремеслу, тоже всемирно известный художник Камиль Писсаро: «Этот человек должен был или сойти с ума, или превзойти нас всех в нашем ремесле, я не ожидал, что оба предположения подтвердятся».
 
Поль Верлен
«Брюсельский поезд остановился на полупустом вокзале. В вагоне третьего класса со стуком открылось окно, показался старый поэт, похожий на фавна. «А я его пью с сахаром!» — крикнул он. Очевидно, во время путешествий он всегда так кричал; этот военный клич или пароль означал, что он пил абсент с сахаром». М. Метерлинк.
Возможно, именно Поль Верлен устроил культ из абсента, хотя его самого абсент губил и телесно, и душевно. Он писал утонченные стихи — и стрелял в своего друга Артюра Рембо из револьвера, несколько раз нападал на жену и мать. Рембо, девятнадцатилетний поэт, который увлекался оккультизмом, пил абсент для того, чтобы стать провидцем. Такая «сюрреалистическая жизнь» не подходила ни для кого, кроме поэтов.


Вернуться к номеру