Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkraineNeuroGlobal


UkraineNeuroGlobal

Международный неврологический журнал 5(9) 2006

Вернуться к номеру

Агнозия в произведениях Антона Чехова /Anton Chekhov on Agnosia/

В 2004 году была 100-летняя годовщина со дня смерти доктора Антона Чехова (1860-1904) [7]. Хотя Чехов наиболее известен как писатель-реалист, он также писал научные работы, по крайней мере, во время своего визита на о. Сахалин в 1890 г., где он описал социальные и медицинские аспекты условий жизни каторжников в той местности [8].

В пьесах Чехова часто встречается такой персонаж, как врач, а в большинстве случаев — человек, который смотрит прямо в светлое будущее, но не для себя, а для последующих поколений. Это прослеживается на примере доктора Астрова в пьесе «Дядя Ваня» (впервые опубликована в 1899 г.), где высказаны мысли самого Чехова [9, 10].Хотя Чехов однажды с гордостью заявил, что «медицина — моя законная жена» [11] и что он никогда не сожалеет о своем выборе карьеры, не кто иной, как Астров, заявил: «Жизнь сама по себе скучная, тупая, убогая… Такая жизнь тебя затянет. Тебя окружают подозрительные люди — все они вызывают много сомнений, все — и если ты останешься с ними на год или два, ты сам станешь испорченным, даже не заметив этого. Это неизбежно».

Столетие спустя Чехову было бы интересно увидеть, что в медицине произошел значительный прогресс.

Учитывая свою медицинскую подготовку [10], Чехов был настороже относительно нарушений когнитивных функций у людей. В коротком рассказе «Поцелуй», впервые опубликованном в 1887 г., был такой эпизод: «Когда он впервые вошел в столовую и сел пить чай, он заметил, что ему трудно сконцентрироваться на чьем-либо лице или каком-то предмете. Все те лица, платья, стеклянные графины, стаканы с горячим чаем, заплесневелые карнизы слились в одну общую массу, и Рябовичу стало не по себе, из-за чего ему захотелось спрятать куда-нибудь свою голову. Подобно лектору, впервые выступающему перед публикой, он мог видеть все перед собой вполне четко, но в то же время не мог ничего понять (врачи это состояние, когда человек видит что-то, не понимая, что это, называют «психической слепотой»).

Хотя рассматривая историю агнозии, мы обычно думаем о классифицировании ее Лизауэром в 1890 году на перцептивный и ассоциативный типы, когда он говорил о «Seelenblindheit» [12], литературно называя ее «душевная слепота», а технически — «психическая слепота» (термин также употреблял Манк в 1877 г.) [13]. Это было до того, как Зигмунд Фрейд, в прошлом ученик Шарко, ввел термин «агнозия» («неузнаваемый» или «неизвестный») [14]. Есть другое, более раннее описание этого феномена, которое Чехов, возможно, принял во внимание: Бастиан описывал «визуальные воспринимающие центры» в 1869 году, Финкельнбург — «асимволию» в 1870 году, а Хаглинс Джексон — «нарушение восприятия (имперцепцию)» в 1876 году [13].

Журнал «History of Neurology and Neuroscience»


Список литературы

1. Smith P.E.M. Neurology in the National Gallery // J. R. Soc. Med. 1999; 92: 649-52.

2. Lamer A.J. Charles Dickens, qua neurologist // ACNR 2002; 2(1): 22.

3. Cope Z. Jane Austens last illness // BMJ 1964; 2: 182-183.

4. Harris J. Jane Austens art of memory. — Cambridge: CUP, 1989.

5. Keener F.M. The chain of becoming: the philosophical tale, the novel, and a neglected realism of the Enlightenment: Swift, Montesquieu, Voltaire, Johnson, Austen. — New York: Columbia University Press, 1983.

6. Shallice T. From neuropsychology to mental structure. — Cambridge: CUP, 1988.

7. Rayfield D. Anton Chekhov: a life. — London: Harper Collins, 1997.

8. Reeve B. (trans). Anton Chekhov. A journey to Sakhalin. — Cambridge: Ian Faulkner, 1993.

9. Fen E. (trans). Chekhov Plays. — Harmondsworth: Penguin, 1954; 33, 188.

10. Coope J. Doctor Chekhov: A study in literature and medicine. Chale: Cross Publishing, 1997.

11. Schwartz R.S. «Medicine is my lawful wife». — Anton Chekhov, 1860-1904 // N. Engl. Med. 2004; 351: 213-14.

12. Lissauer H. Ein Fall von Seelenblindheit nebst einem Beitrag zure Theorie derselben // Archiv fur Psychiatric und Nervenkrankheiten 1890; 21: 222-70. (abridged translation by M. Jackson, Cognitive Neuropsychology 1988; 5: 157-92).

13. Meyer A. The frontal lobe syndrome, the aphasias and related conditions // Brain 1974; 97: 565-60 (at 571-572).

14. Freud S. Zur Auffassung derAphasien, eine Kritische Studie. — Leipzig: Deuticke, 1891.


Вернуться к номеру