Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkrainePediatricGlobal

UkrainePediatricGlobal

Журнал «Здоровье ребенка» 6 (33) 2011

Вернуться к номеру

Значение антигистаминных препаратов при лечении аллергических заболеваний у детей

Авторы: Абатуров А.Е., Высочина И.Л. Днепропетровская государственная медицинская академия

Рубрики: Педиатрия/Неонатология

Версия для печати


Резюме

Аллергия, как глобальная медико-социальная проблема, обусловливает необходимость рационального выбора препарата с высоким профилем безопасности. В педиатрии при аллергопатологии препаратами выбора, соответствующими мировым стандартам, являются антигистаминные препараты третьего поколения, в частности дезлоратадин (Фрибрис).

Summary. Allergy as a global medical and social problem necessitates a rational choice of drug with a high safety profile. In pediatrics at allergopathology drugs of choice, up international standards, are third-generation antihistamines, particularly desloratadine (Fribris).

Резюме. Алергія, як глобальна медико-соціальна проблема, зумовлює необхідність раціонального вибору препарату з високим профілем безпеки. У педіатрії при алергопатології препаратами вибору, що відповідають світовим стандартам, є антигістамінні препарати третього покоління, зокрема дезлоратадин (Фрібріс).


Ключевые слова

Дети, аллергия, лечение, антигистаминные препараты, дезлоратадин (Фрибрис).

Key words: children, allergopathology, treatments, antihistamines, desloratadine (Fribris).

Ключові слова: діти, алергія, лікування, антигістамінні препарати, дезлоратадин (Фрібріс).

Введение

Неуклонный рост заболеваемости и значительное «омоложение» аллергических заболеваний у детей, наблюдаемые в последние десятилетия, придают аллергопатологии масштаб глобальной медико-социальной проблемы. Аллергические заболевания по своей распространенности занимают третье место после сердечно-сосудистых и онкологических болезней у человека. К 2015 году, по данным ВОЗ, половина жителей Европы будет страдать аллергией. В Украине сегодня примерно каждый четвертый-пятый ребенок страдает от разных аллергических заболеваний. Около 10 миллионов жителей Украины имеют различные проявления аллергии, которые требуют назначения антигистаминных препаратов [1, 2, 7, 9–13].

Среди существующего сегодня арсенала лекарственных средств, использующихся в терапии аллергических заболеваний у человека, наибольшую распространенность получили антигистаминные препараты. Через 33 года после осуществления синтеза гистамина в 1940 году в аптеках Западной Европы появился первый антигистаминный препарат — фенбензамин (Phenbenzamine). Один из его создателей Daniel Bovet в 1957 году был удостоен Нобелевской премии за синтез и исследования свойств целой группы антигистаминных препаратов [3–6, 10]. Дальнейшие научные исследования были связаны с созданием новых и усовершенствованием уже существующих антигистаминных средств, получивших позднее название антигистаминных препаратов І поколения [3, 4, 6, 11, 18, 23]. В 1966 году были получены доказательства неоднородности клеточных рецепторов гистамина, описаны и изучены Н1- и Н2-рецепторы, а чуть позже и Н3-рецепторы, в связи с чем основным направлением разработки новых антигистаминных препаратов стало получение лекарственных средств с высокой селективностью действия на Н1-рецепторы [2, 3, 10]. Терфенадин, появившийся в медицинской практике в 1977 году, был первым представителем антигистаминных препаратов ІІ поколения. Высокая селективность взаимодействия данных препаратов c Н1-рецепторами позволила избавиться от снотворного и седативного эффектов, присущих антигистаминным препаратам І поколения. Со второй половины девяностых годов в клиническую практику внедрены активные метаболиты Н1-антагонистов ІІ поколения, которые значительно превосходят по фармакологической активности своих предшественников, — фексофенадин, норастемизол, левоцетиризин, дезлоратадин [1, 4–6, 13]. Данная группа на фармакологическом рынке Украины представлена дезлоратадином (Фрибрис) и фексофенадином (телфаст).

Краткая характеристика дезлоратадина

Антигистаминный препарат третьего поколения дезлоратадин — 8-хлоро-6,11-дигидро-11-(4-пипе­риди­ни­лиден-5Н-бензо[5,6] циклогепта[1,2-b]пиридин) — селективный блокатор периферических гистаминовых Н1-рецепторов, который является активным метаболитом лоратадина. Дезлоратадин в 4–15 раз активнее своего предшественника [20]. На фармакологическом рынке дезлоратадин представлен в виде препарата Фрибрис производства «Мили Хелскере Лимитед» (Великобритания).

Механизм действия

В разнообразных сравнительных исследованиях было показано, что дезлоратадин отличается очень высокой аффинностью и селективностью взаимодействия по отношению к Н1-гистаминовым рецепторам (табл. 1). По уровню сродства к Н1-гистаминовым рецепторам дезлоратадин превосходит все известные сегодня антигистаминные препараты [13].

Дезлоратадин обладает аффинностью к Н1-гистаминовым рецепторам, которая в 15–50 раз выше, чем к Н2-гистаминовым и мускариновым рецепторам. Антихолинергическая активность у дезлоратадина in vitro отмечается только при концентрациях, превышающих как минимум в 10 раз терапевтические уровни, а in vivo — при дозе, которая в 2000 раз превышает среднюю терапевтическую дозу препарата [10, 17, 21].

В результате блокирования гистаминовых рецепторов дезлоратадин оказывает противоаллергическое и противовоспалительное действие. Дезлоратадин ингибирует секрецию провоспалительных цитокинов (IL-4, IL-6, IL-8, IL-13) и хемокинов типа RANTES; продукцию активных кислородсодержащих метаболитов; экспрессию молекул адгезии, в том числе Р-селектина; ІgЕ-зависимое выделение гистамина, простагландина D2 и лейкотриена С4; адгезию и хемотаксис эозинофилов [13, 16, 25, 26]. Ингибиция дезлоратадином продукции IL-6, IL-8, IL-13, TNF-a тучными клетками по силе не уступает действию дексаметазона и значительно превосходит подавляющий эффект цетиризина [26].

Фармакодинамика и фармакокинетика

Препарат Фрибрис после приема внутрь быстро всасывается в пищеварительном тракте (дезлоратадин определяется в плазме крови через 20–30 минут после приема препарата), и в периферической крови 83–87 % его молекул связываются с белками плазмы. Максимальная концентрация дезлоратадина после приема 5 мг препарата достигается в среднем через 3 часа. Скорость и степень всасывания препарата Фрибрис не зависит от характера принимаемой пищи и приема антацидных средств. Поэтому препарат Фрибрис принимается в любое удобное для пациента время, независимо от приема пищи. Период полувыведения в среднем составляет 27 часов, что дает возможность принимать препарат однократно в сутки [10, 13, 20].

Дезлоратадин подвергается метаболизации путем глюкуронирования и гидроксилирования, в результате которой образуется 3- гидроксидезлоратадин. Препарат выводится из организма с мочой (менее 2 % в неизмененном виде) и калом (менее 7 % в неизмененном виде). Дезлоратадин при приеме 5–20 мг в сутки практически не кумулируется в организме, что позволяет назначать пролонгированные курсы лечения [13, 17, 20, 25].

Клиническое применение дезлоратадина

Основными показаниями к назначению дезлоратадина являются аллергический ринит и хроническая идиопатическая крапивница. Согласно данным клинического рандомизированного двойного слепого исследования терапевтического эффекта дезлоратадина, проведеного Michael M. Cyr и соавт. [27] у больных с сезонным аллергическим ринитом, назначение данного препарата способствует достоверному уменьшению симптоматических проявлений в период цветения растений, пыльца которых является причинно-значимым аллергеном, снижению продукции эотаксина и хемотаксиса эозинофилов. У детей с респираторной аллергией применение дезлоратадина на протяжении 4-недельного курса способствует достоверному снижению клинических проявлений аллергии, в том числе и бронхоконстрикции [14, 19]. Использование препарата Фрибрис у пациентов старше 12 лет с атопическим дерматитом способствует обратному развитию симптомов заболевания и повышению качества жизни пациентов [7]. В нескольких рандомизированных исследованиях показана достаточная эффективность применения дезлоратадина при хронической крапивнице. Также установлено, что повышение дозы дезлоратадина в 4 раза, увеличивает клинический эффект терапии, при этом не снижается профиль безопасности [22, 28]. Показана эффективность назначения препарата Фрибрис на первом этапе антигельминтного лечения. У детей с аллергическими проявлениями рекомендуется на протяжении 3–5 дней проводить курс лечения антигистаминными средствами до назначения антигельминтных препаратов [8].

Препарат Фрибрис назначается внутрь. Детям 6–24 мес. назначают Фрибрис сироп по 2,0 мл (1,00 мг — 1/2 мерной ложечки) 1 раз в сутки; детям от 2 до 5 лет назначают по 2,5 мл (1,25 мг — 1 мерная ложечка сиропа) 1 раз в день. Взрослым и подросткам (старше 12 лет) назначают 10 мл сиропа (5 мг) или 1 табл. (5 г) 1 раз в сутки независимо от приема пищи.

Профиль безопасности

Согласно данным клинических испытаний препарата Фрибрис, дезлоратадин характеризуется высоким профилем безопасности. На фоне приема препарата Фрибрис в дозе 20 мг (в 4 разе выше терапевтической дозы) в течение 14 дней у взрослых и подростков не было зарегистрировано изменений со стороны сердечно-сосудистой системы, и даже прием препарата в дозе 45 мг в сутки (в 9 раз выше терапевтической) в течение 10 дней у волонтеров не сопровождалось удлинением интервала QT [2, 10, 13, 18].

Согласно результатам клинических исследований, применение дезлоратадина в дозе 7,5 мг не вызывает нарушений психомоторных функций, а при приеме дезлоратадина в дозе 5 мг частота встречаемости такого неблагоприятного проявления, как сонливость, достоверно не отличается от таковой в группе пациентов, получавших плацебо [10, 13].

Действие дезлоратадина практически не зависит от активности цитохрома P450. Низкий уровень метаболизации препарата среди кавказцев отмечается только в 3 % случаев. Так, сочетанное применение дезлоратадина с препаратами, которые ингибируют активность системы цитохрома P450 (кетоконазолом и эритромицином), не приводит к достоверному увеличению концентрации дезлоратадина в сыворотке крови и не сопровождается развитием седативного эффекта или других неблагоприятных явлений [24, 25].

Заключение

Антигистаминный препарат Фрибрис обладает уникальной селективностью блокады Н1-гистаминовых рецепторов, которая обеспечивает выраженный антиаллергический терапевтический эффект. Терапевтическая эффективность и высокая степень профиля безопасности препарата Фрибрис обеспечивают новый уровень контроля течения аллергического ринита и хронической крапивницы.


Список литературы

1. 25-й ежегодный Конгресс ЕААСІ (Вена, Австрия, 10–14 июня 2006 г.) «Аллергический ринит» // Клінічна імунологія. Алергологія. Інфектологія. — 2006. — № 2 (03). — С. 62-64.

2. Безопасность применения современных антигистаминных препаратов // Клінічна імунологія. Алергологія. Інфектологія. — 2006. — № 3 (04). — С. 54-57.

3. Викторов А.П. Побочные действия современных противогистаминных лекарственных средств // Doctor. — 2006. — № 2. — С. 22-24.

4. Гущин И.С. Антигистаминные препараты: Пособие для врачей. — М., 2000. — 64 с.

5. Гущин С.И. Аллергическое воспаление и его фармакологический контроль. — М., 1998. — 250 с.

6. Зарудий Ф.С. Гистамин и противогистаминные средства. — 1995. — 224 с.

7. Дюдюн А.Д., Нолион Н.Н., Захаров В.К., Башмаков Д.Г. Комплексное лечение больных с аллергическим компонентом развития заболеваний // Новости медицины и фармации. — 2008. — № 18 (259).

8. Крамарев С.А. Гельминты и аллергия. Современные подходы к лечению гельминтозов у детей // Здоровье ребенка. — 2008. — № 4(13).

9. Ласица О.И., Охотникова Е.Н., Гудзий М.Ю. Выбор антигистаминного препарата для лечения аллергических заболеваний у детей раннего возраста // Современная педиатрия. — 2006. — № (12). — С. 56-61.

10. Мурзина Э.А. Современные антигистаминные препараты в лечении заболеваний аллергической природы // Внутренняя медицина. — 2008. — № 3 (9).

11. Недельская С.Н., Бессикало Т.Г. Аллергия и антигистаминные препараты // Новости медицины и фармации. — 2007. — № 8 (12). — С. 3-4.

12. Пухлик Б.М. Алергологія в Україні: актуальні проблеми // Укр. мед. газета. — 2006. — № 7–8. — С. 24-25.

13. Савченко В. Эффективность и безопасность дезлоратадина у детей. Обзор доказательной базы // Здоров’я України. — 2011. — № 2 (17). — C. 47.

14. Aberer W. Desloratadine for the Relief of Nasal and Non-nasal Allergy Symptoms: An Observational Study // Arch. Drug. Inf. — 2009. — Vol. 2, № 2. — P. 17-22.

15. Agraval D.K. Pharmacology and clinical efficacy оf desloratadine as an antiallergic and antiinflamatory drug // Exp. Invest. Drugs. — 2001. — Vol. 10, № 3. — P. 547-560.

16. Berger W.E. The safety and efficacy of desloratadine for the management of allergic disease // Drug Saf. — 2005. — Vol. 28, № 12. — P. 1101-1118.

17. Biochemical characterization of desloratadine, a potent antagonist of the human histamine H(1)-receptor/ J.C. Anthes, H. Gilchrest, C. Richard, S. Eckel, D. Hesk, R.E. West Jr, S.M. Williams, S. Greenfeder, M. Billah, W. Kreutner, R.E. Egan // Eur. J. Pharmacol. — 2002 — Vol. 449, № 3. — P. 229-237.

18. Du Buske L., Fitchburg М., Mass J. Клиническое сравнение антагонистов Н1-антигистаминных рецепторов // Allergy Clin. Immunol. — 1996. — № 98. — P. 307-18.

19. Evidence of desloratadine syrup efficacy and tolerability in children with pollen-induced allergic rhinitis / G.A. Rossi, M.A. Tosca, G. Passalacqua, B. Bianchi, C. Le Grazie, G.W. Canonica // Allergy. — 2005. — Vol. 60, № 3. — P. 416-417.

20. Gupta S., Khalilieh S., Kantesaria B., Banfield C. Pharmacokinetics of desloratadine in children between 2 and 11 years of age // Br. J. Clin. Pharmacol. — 2007. — Vol. 63, № 5. — P. 534-540.

21. Henz B. The pharmacological profile of desloratadie: a review // Allergy. — 2001. — Vol. 56 (suppl. 65). — P. 713.

22. Hong J.B., Lee H.C., Hu F.C., Chu C.Y. A randomized, double-blind, active-controlled, parallel-group pilot study to compare the efficacy and sedative effects of desloratadine 5 mg with levocetirizine 5 mg in the treatment of chronic idiopathic urticaria // J. Am. Acad. Dermatol. — 2010. — Vol. 63, № 5. — P. e100-e102.

23. Inhibition of cytokine secretion from human leukemic mast cells and basophils by HI– and H2–receptor antagonists / U. Lippert, A. Moller, P. Welker, M. Artuc, B.M. Henz. // Exp. Dermatol. — 2000. — Vol. 9, №2. — Р. 118-124.

24. Pharmacokinetic and safety profile of desloratadine and fexofenadine when coadministered with azithromycin: a randomized, placebo-controlled, parallelgroup study / S. Gupta, C. Banfield, B. Kantesaria, M. Marino, R. Clement, M. Affrime, V. Batra // Clin. Ther. — 2001. — Vol. 23, № 3. — P. 451-466.

25. Renwick A.G. Метаболизм и лекарственные взаимодействия антигистаминных препаратов: роль ферментов цито­хрома Р450 // Клінічна імунологія. Алергологія. Інфектологія. — 2007. — № 3 (08). — С. 97-102.

26. Susiva C. Antihistamine: Anti-Allergic Effects // Siriraj. Med. J. — 2009. — Vol. 61, № 2. — P. 66-67

27. The effect of desloratadine on eosinophil/basophil progenitors and other inflammatory markers in seasonal allergic rhinitis: a placebo-controlled randomized study / M.M. Cyr, L.M. Hayes, L. Crawford, A.J. Baatjes, P.K. Keith, J.A. Denburg // Int. Arch. Allergy. — Immunol. — 2005. — Vol. 138, № 3. — P. 209-216.

28. The effectiveness of levocetirizine and desloratadine in up to 4 times conventional doses in difficult-to-treat urticaria / M. Staevska, T.A. Popov, T. Kralimarkova, C. Lazarova, S. Kraeva, D. Popova, D.S. Church, V. Dimitrov, M.K. Church // J. Allergy Clin. Immunol. — 2010. — Vol. 125, № 3. — P. 676-682.


Вернуться к номеру