Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Сучасні академічні знання у практиці лікаря загальної практики - сімейного лікаря
Зала синя Зала жовта

Сучасні академічні знання у практиці лікаря загальної практики - сімейного лікаря
Зала синя Зала жовта

Журнал «Боль. Суставы. Позвоночник» 4 (04) 2011

Вернуться к номеру

Ризедроновая кислота в лечении постменопаузального остеопороза

Авторы: Поворознюк В.В., Дзерович Н.И., Балацкая Н.И., Поворознюк Вас.В., ГУ «Институт геронтологии НАМН Украины», Украинский научно-медицинский центр проблем остеопороза, г. Киев

Рубрики: Семейная медицина/Терапия, Ревматология, Травматология и ортопедия, Неврология

Версия для печати


Резюме

Представлено проспективное исследование по изучению эффективности генерического ризедроната (Ризендрос) с доказанной биоэквивалентностью действующего вещества в лечении постменопаузального остеопороза. Сделан вывод, что применение Ризендроса в лечении постменопаузального остеопороза является эффективным и безопасным. Использование препарата в течение 12 месяцев приводит к достоверному снижению выраженности вертебрального болевого синдрома, повышению МПКТ на уровне поясничного отдела позвоночника и бедренной кости.

Summary. There is presented prospective study of efficacy of generic risendronat (Risendros) with proved bioequivalence of active substance in treatment of postmenopausal osteoporosis. There was made a conclusion that use of Risendros in in treatment of postmenopausal osteoporosis is effective and safe. Use of this drug within 12 months leads to significant reduction of vertebral pain syndrome intensity, increase of bone mineral density in lumbar spine and femoral bone.

Резюме. Подано проспективне дослідження щодо вивчення ефективності генеричного ризедронату (Ризендрос) із доведеною біоеквівалентністю діючої речовини в лікуванні постменопаузального остеопорозу. Зроблено висновок, що застосування Ризендросу в лікуванні постменопаузального остеопорозу є ефективним і безпечним. Використання препарату упродовж 12 місяців приводить до вірогідного зниження вираженості вертебрального больового синдрому, підвищення МЩКТ на рівні поперекового відділу хребта і стегнової кістки.


Ключевые слова

Ризедронат (Ризендрос), постменопаузальный остеопороз, МПКТ, болевой синдром.

Key words: risendronat (Risendros), postmenopausal osteoporosis, bone mineral density, pain syndrome.

Ключові слова: ризендронат (Ризендрос), постменопаузальний остеопороз, МЩКТ, больовий синдром.

Введение

Остеопороз — наиболее распространенное системное заболевание скелета, характеризующееся снижением плотности костной ткани и последующим увеличением риска переломов. Проблема остеопороза приобрела особое значение в последние годы, что обусловлено существенным постарением населения и увеличением количества женщин в постменопаузальном периоде. Почти у каж­дой третьей женщины в возрасте 65 лет и старше наблюдается как минимум один остеопоротический перелом костей. Остеопоротические переломы существенно влияют на заболеваемость и смертность населения. Вследствие переломов бедренной кости средняя продолжительность жизни уменьшается на 12–15 %. Суммарный риск остеопоротических переломов у женщин в возрасте 50 лет составляет 39,7 %, у мужчин — 13,1 % [1, 2]. На протяжении последних лет в лечении постменопаузального остео­пороза и профилактике его осложнений наиболее активно используются бисфосфонаты. Основное действие бисфосфонатов направлено на замедление минерализации костной ткани и угнетение ее резорбции. На сего­дняшний день существует семь групп бисфосфонатов для лечения заболеваний костной ткани: этидронат, клодронат, памидронат, алендронат, ибандронат, ризедронат и золедронат. Действие различных бисфосфонатов на активность остеокластов существенно различается, что доказано в многочисленных исследованиях in vivo и in vitro. Установлено, что наибольшей активностью обладают ризедронат, ибандронат и золедронат (рис. 1).

В Украине применяются представители практически всех групп бисфосфонатов, как оригинальные, так и генерические. Существуют также различные формы их введения (пероральные, для внутривенного введения), предпочтение же способа введения бисфосфонатов имеет влияние на биодоступность лекарственного средства. Так, при приеме ризедроновой кислоты перорально абсорбируется в желудке и верхней части тонкой кишки только 1–5 % поступающего вещества. 60 % абсорбированного вещества встраивается в костную ткань, оставшееся количество (40 %) выделяется с мочой.

Важное значение при назначении бисфосфонатов имеет их переносимость. При внутривенном введении бисфосфонатов наиболее часто встречаемое побочное явление — гриппоподобные реакции, при пероральном — нежелательные явления со стороны желудочно-кишечного тракта: дис­пепсия, боль в эпигастрии, диарея. Сравни­тельные же исследования по переносимости бисфосфонатов единичны. Так, в исследовании REAL частота дис­пептических явлений при приеме ризедроновой кис­лоты была сравнима с плацебо, что достоверно отличалось от группы сравнения, пациен­ты которой принимали алендронат.

При выборе оптимального бисфосфоната в лечении постменопаузального остеопороза значимая роль отводится также социально-экономическому фактору, в связи с чем большинство пациентов старших возрастных групп принимают генерические бисфосфонаты.

На базе Украинского научно-медицинского центра проблем остеопороза было проведено проспективное исследование по изучению эффективности генерического ризедроната с доказанной биоэквивалентностью действующего вещества в лечении постменопаузального остео­пороза.

Эффективность и безопасность ризедроновой кислоты в лечении первичной и вторичной форм остеопороза доказаны во многих исследованиях. S.T. Harris и соавт. установлено, что прием ризедроната снижает частоту возникновения новых вертебральных переломов уже в течение первого года; через 12 месяцев риск вертебральных переломов в группе пациентов, принимающих ризедронат, снизился на 65 % по сравнению с группой плацебо. Через 3 года по сравнению с группой плацебо в группе ризедроната были ниже частота развития переломов тел позвонков (р = 0,003) и других костей (р = 0,02): еже­дневный прием 5 мг ризедроновой кислоты женщинами с остеопорозом и вертебральными переломами в анамнезе привел к снижению частоты вертебральных переломов на 41 %, а невертебральных переломов — на 39 % по сравнению с группой контроля [4]. В исследовании N.B. Watts показано, что риск новых вертебральных переломов остается сниженным на протяжении 1 года после прекращения терапии ризедронатом [9]. При длительном приеме ризедроновой кислоты (на протяжении 7 лет) сохраняется положительное влияние на частоту переломов, минеральную плотность костной ткани (МПКТ) и маркеры метаболизма костной ткани [5].

Цель исследования — оценить эффективность и безопасность ризедроновой кислоты (препарат Ризендрос, компания Zentiva в составе Sanofi Aventis) в лечении остео­пороза у женщин в постменопаузальном периоде.

 

Объект и методы исследования

Обследовано 19 женщин в постменопаузальном периоде, средний возраст которых составил 64,2 ± 9,2 года, средний рост — 158,3 ± 5,8 см, средняя масса тела — 65,1 ± 5,7 кг, индекс массы тела — 26,0 ± 5,7 кг/м2. Все женщины были обследованы в начале исследования и через 3 месяца, 17 из них — через 6 месяцев, 15 — через 9 и 12 месяцев.

В исследование были включены женщины с постменопаузальным остеопорозом. Одним из критериев включения пациенток в исследование являлось снижение минеральной плотности костной ткани ниже 2,5 SD на уровне поясничного отдела позвоночника и/или проксимального отдела позвоночника, что, согласно критериям ВОЗ, соответствует остеопорозу. В исследование не включали пациенток, которые с лечебной целью в течение последних 3 месяцев до начала исследования принимали антирезорбенты или стимуляторы формирования костной ткани (кальцитонин, бисфосфонаты, стронция ранелат и др.) или применяли лекарственные средства, влияющие на метаболизм костной ткани; а также пациенток с сопутствующей патологией в стадии суб- или декомпенсации.

Выраженность вертебрального болевого синдрома, степень влияния остеопороза на физическую активность и психическое состояние, а также качество жизни пациентов определяли с помощью унифицированных опросников. Выраженность вертебрального болевого синдрома оценивали по данным четырехсоставной визуальной аналоговой шкалы (ВАШ), включающей четыре 10-балльные подшкалы: уровень боли на момент осмотра (ВАШ-1), средний (типичный) уровень боли (ВАШ-2), минимальный (ВАШ-3) и максимальный уровень боли (ВАШ-4). Показатели качества жизни оценивали с помощью Европейского опросника качества жизни (EuroQol-5D). Все опросники заполняли сами пациенты под конт­ролем врача.

В начале исследования всем пациентам проводили клинико-лабораторное исследование, которое включало общий анализ крови с формулой, общий анализ мочи, био­химическое исследование крови, определение кальция в сыворотке крови.

Методом рентгеновской двухфотонной абсорбциометрии (DXA, Prodigy GE) определяли показатели минеральной плотности костной ткани на уровне всего скелета, поясничного отдела позвоночника, проксимального отдела бедренной кости (общий показатель, шейка бедренной кости, трохантер) и предплечья (ультрадистальный отдел, средняя треть).

Длительность наблюдения составила 1 год, все исследования проводили на момент включения, через 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Препарат Ризендрос пациентки принимали по 1 таблетке (35 мг) один раз в неделю утром натощак, запивая стаканом воды (не менее 120 мл), по крайней мере за 30 мин до первого приема пищи, напитков или другого лекарственного препарата, на фоне постоянного приема комбинированного препарата кальция и витамина D по 2 таблетки в сутки (из расчета 1000 мг/сутки кальция и 600–800 МЕ/сутки витамина D) в течение 12 месяцев.

 

Результаты

При оценке влияния терапии препаратом Ризендрос на выраженность вертебрального болевого синдрома по результатам ВАШ установлено достоверное уменьшение показателей выраженности боли на момент осмотра (ВАШ-1) через 9 и 12 месяцев терапии, среднего уровня боли — через 12 месяцев, минимального уровня — через 6 и 12 месяцев и максимального уровня боли — через 12 месяцев терапии (рис. 2).

По результатам изучения динамики показателя МПКТ у женщин с постменопаузальным остеопорозом в течение 12 месяцев установлено достоверное повышение МПКТ на уровне поясничного отдела позвоночника и проксимального отдела бедренной кости (рис. 3). На уровне шейки бедренной кости выявлено достоверное повышение МПКТ через 3, 9 и 12 месяцев лечения. Относительно показателей МПКТ на уровне костей предплечья и всего скелета отмечена положительная тенденция к повышению показателей на протяжении всего периода наблюдения, однако достоверных различий не выявлено.

Динамика МПКТ на уровне поясничного отдела позвоночника через 3 месяца составила 4,5 %, через 6 месяцев — 5,2 %, через 12 месяцев — 8,3 % (рис. 4).

Во время исследования побочных явлений у пациенток, принимающих ризедронат, не отмечено. При анализе лабораторно-клинических показателей отклонений не выявлено.

Обсуждение

Результаты многочисленных исследований подтвердили эффективность ризедроновой кислоты в лечении пост­менопаузального остеопороза. Так, в большинстве исследований показано, что при применении ризедроновой кислоты у женщин с постменопаузальным остеопорозом достоверно снижалась частота вертебральных и невертебральных переломов по сравнению с группой плацебо [3–9]. В исследовании S.T. Harris и соавт. показано, что динамика МПКТ на уровне поясничного отдела позвоночника при приеме ризедроновой кислоты на протяжении 3 лет составила 5,4 % [4]; в исследовании O.H. Sorensen и соавт. при приеме ризедроновой кис­лоты на протяжении 5 лет динамика МПКТ на уровне поясничного отдела позвоночника составила 9,3 % [6]. Полученные нами результаты также показали достоверное повышение МПКТ на уровне поясничного отдела позвоночника и шейки бедренной кости у женщин с постменопаузальным остеопорозом при приеме ризедроната. Динамика МПКТ на уровне поясничного отдела позвоночника составила 8,3 %. Отличия данного показателя можно объяснить малой выборкой пациентов по сравнению с проведенными ранее исследованиями.

 

Выводы

Применение препарата Ризендрос в лечении постменопаузального остеопороза является эффективным и безопасным методом терапии. Использование препарата в течение 12 месяцев приводит к достоверному снижению выраженности вертебрального болевого синдрома, повышению МПКТ на уровне поясничного отдела позвоночника и бедренной кости.


Список литературы

1. Поворознюк В.В. Захворювання кістково-м’язової системи в людей різного віку (вибрані лекції, огляди, статті): У 2 т. — К., 2004. — 480 с.

2. Поворознюк В.В., Григорьева Н.В. Менопауза и костно-мышечная система. — К., 2004. — 512 с.

3. Harrington J.T., Ste-Marie L.G., Brandi M.L. et al. Risedronate rapidly reduces the risk for nonvertebral fractures in women with postmenopausal osteoporosis // Calcif. Tissue Int. — 2004. — 74. — P. 129-135.

4. Harris S.T., Watts N.B., Genant H.K. et al. Effects of risedronate treatment on vertebral and nonvertebral fractures in women with postmenopausal osteoporosis. A randomized controlled trial // JAMA. — 1999. — 282 (14). — P. 1344-1352.

5. Mellstrцm D.D., Sцrensen H., Goemaere S. et al. Seven Years of Treatment with Risedronate in Women with Postmenopausal // Osteoporosis Calcif. Tissue Int. — 2004. — 75. — Р. 462-468.

6. Sorensen O.H., Crawford G.M., Mulder H. et al. Long-term efficacy of risedronate: a 5-year placebo-controlled clinical experience // Bone. — 2003. — 32. — P. 120-126.

7. Silverman S.L., Watts N.B., Delmas P.D. et al. Effectiveness of bisphosphonates on nonvertebral and hip fractures in the first year of therapy: The risedronate and alendronate (REAL) cohort study // Osteoporos Int. — 2007. — 18. — P. 25-34.

8. Siris E.S., Simon J.A., Barton I.P. et al. Effects of risedronate on fracture risk in postmenopausal women with osteopenia // Osteoporos Int. — 2008. — 19. — P. 681-686.

9. Watts N.B., Chines A., Olszynski W.P. et al. Fracture risk remains reduced one year after discontinuation of risendronate // Osteoporos Int. — 2008. — 19. — P. 365-372.


Вернуться к номеру