Журнал «Медико-социальные проблемы семьи» 3-4 (том 17) 2012
Вернуться к номеру
Преподавание причин развития зубочелюстных аномалий на кафедре стоматологии детского возраста ФИПО
Авторы: Музычина А.А., Авсянкин А.В., Авсянкин В.И., Александров Е.И. - Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Рубрики: Стоматология
Разделы: Медицинское образование
Версия для печати
В работе обоснована необходимость изучения причин развития зубочелюстных аномалий на этапе последипломного образования. Подробно рассмотрены вопросы преподавания значимости молочных зубов в формировании нормальных окклюзионных соотношений на кафедре стоматологии детского возраста ФИПО.
У роботі обґрунтована необхідність вивчення причин розвитку зубощелепних аномалій на етапі післядипломної освіти. Докладно розглянуті питання викладання значимості нормальних оклюзійних співвідношень на кафедрі стоматології дитячого віку ФІПО.
We justify the need to study the causes of dentofacial anomalies on the stage of postgraduate education. The questions of teaching the importance of primary teeth in the formation of normal occlusal relationship at the department of pediatric dentistry of faculty of internship and postgraduate education had been considered in detail.
Зубочелюстные аномалии, молочные зубы, окклюзионные соотношения, последипломное образование.
Зубощелепні аномалії, молочні зуби, оклюзійні співвідношення, післядипломна освіта.
Dentofacial anomalies, primary teeth, occlusal relationship, postgraduate education.
Развитие медицинского образования в нашей стране требует нового подхода к организации учебного процесса. Особенно важным является последипломное образование как беспрерывный процесс усовершенствования знаний врачей-интернов [1–5].
В настоящее время вопросам клиники, этиологии и патогенеза аномалий зубочелюстной области уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в печати [6, 7].
Целесообразно рассматривать причины возникновения зубочелюстных аномалий как следствие нарушения окклюзионных соотношений, которые в конечном итоге приведут к формированию одной из патологических форм прикуса.
На лекциях и практических занятиях необходимо акцентировать внимание врачей-интернов на том, что причины возникновения и развития зубочелюстных аномалий крайне разнообразны. Целая группа аномалий обусловлена генетическими факторами (частичная адентия, дисплазия Стентона — Капдепона, глубокий прикус, прогения, расщелина губы и неба); врожденные аномалии, связанные с внутриутробной патологией, возникают вследствие заболевании матери во время беременности, неправильного положения плода, давления на плод тесного амниона, неподходящей одежды, повышения внутриматочного давления, физических перегрузок, психической, механической и родовой травм. Все это факторы риска, которые непосредственно или опосредованно оказывают неблагоприятное влияние на развитие и формирование зубочелюстной области.
Приобретенные аномалии, возникающие под воздействием внешних факторов (болезни раннего возраста, патологии верхних дыхательных путей, искусственное вскармливание, вредные привычки, патологии зубной области, нарушения физиологического равновесия мышц), вызывают нарушение нормальных окклюзионных соотношений [6, 7].
Весомое место в преподавании проблем развития зубочелюстных аномалий уделяется значимости молочных зубов в жизнедеятельности детского организма [6, 7]. Долгое время молочным зубам не уделялось должного внимания. А между тем молочные зубы в эволюции орофациальной области играют более важную роль, чем постоянные зубы, — их можно сравнить с теми тканями, из которых внутриутробно развиваются дифференцированные ткани и органы. Если происходит повреждение этих продермальных образований, то в итоге орган развивается аномально. Раннее удаление молочных моляров задерживает сроки прорезывания постоянных, обусловливает возникновение различных вариантов аномалий положения отдельных зубов и играет значительную роль в образовании различных форм прикуса. Ведущая роль молочных зубов в гармоничном развитии жевательного аппарата была признана лишь в последнее время.
Многочисленными работами отечественных и зарубежных исследователей доказано, что из всех молочных зубов вторые моляры раньше других поражаются кариесом, часто — сразу же после прорезывания. Обыч-но зубы поражаются одновременно и симметрично. Разрушение вторых молочных моляров приводит к снижению уже имеющейся высоты прикуса, искривлению окклюзионной плоскости, внутрикостному перемещению фолликулов постоянных зубов, деформации альвеолярных отростков, травме слизистой оболочки неба, губ, языка. Кроме того, нарушение формирования окклюзионных соотношений, снижение высоты прикуса в этом возрасте является благоприятным фоном для развития таких патологических форм прикуса, как глубокий, дистальный, осложненный глубокий, мезиальный и косой.
При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать исходное фоновое физиологическое соотношение челюстей, которое у детей в возрасте от трех до пяти лет чаще всего бывает ортогнатическим. Разрушение вторых молочных моляров сразу после их прорезывания нарушает физиологическое равновесие в зубных рядах, которое выражается в неравномерном распределении жевательной нагрузки. Вначале отмечается ослабление, а затем и полное исключение из жевательной функции боковых отделов челюстей, что обусловливает отставание в росте альвеолярного отростка и челюсти в этих участках и увеличения жевательной нагрузки на фронтальные зубы. Это способствует более быстрому их стиранию и стимуляции роста альвеолярного отростка и тела челюсти в перед-нем отделе. Параллельно с разрушением боковых зубов увеличивается глубина резцового перекрытия, и снижение прикуса становится более выраженным, т.е. исчезает резцово-бугорковый контакт [6, 7]. Такая цепочка следующих друг за другом отрицательных факторов приводит к возникновению глубоко травмирующего прикуса.
Глубокий прикус нередко осложняется дистальным соотношением челюстей, при этом суставная головка занимает дистально крайнее положение, что влечет за собой образование сагиттальной щели в переднем отделе и увеличение глубины фронтального перекрытия. Это приводит и к смещению нижней губы, которая занимает новое топографическое положение и укладывается в треугольное сагиттальное пространство между верхними и нижними передними зубами. Верхние фронтальные зубы получают новую «опору» — нижнюю губу, которая начинает действовать по принципу наклонной плоскости и смещать зубы в вестибулярном направлении. Со временем фиксация нижней губы верхними фронтальными зубами переходит во вредную привычку. Это приводит к образованию стойкой деформации — глубокого прикуса, осложненного дистальным соотношением челюстей.
Таким образом, потеря молочных моляров сопровождается глубокими морфологическими и функциональными сдвигами во всей зубочелюстной области. Прежде всего потеря боковых зубов, которые являются аппаратом, воспринимающим тактильные и механические раздражения, приводит к угасанию ряда рефлекторных дуг, бравших начало от периодонта удаленных зубов, что влечет за собой нарушения трофики в данном участке, атрофию альвеолярного отростка, истончение и легкую ранимость слизистой оболочки. Нарушается первый этап физиологического подъема высоты прикуса за счет как разрушения молочных моляров, так и ослабления роста челюстей в этих участках в связи с нарушением жевательной функции — основного стимулятора роста. Снижается уже имеющаяся высота прикуса, что, в свою очередь, является очень благоприятным фоном для возникновения и развития стойких аномалий зубочелюстной области.
Неравномерное распределение жевательной нагрузки при потере опорной зоны влечет за собой неравномерное развитие мускулатуры и костных образований альвеолярного отростка и тела челюсти, т.е. рост челюсти идет параллельно с той силой физиологического раздражения, которая поступает на зубы и передается через их периодонт на кость. При этом нарушается физиологическое равновесие между отдельными группами мышц. До момента прорезывания постоянных боковых зубов на нерабочей стороне челюсти вырабатывается уже стойкий условный рефлекс смещения нижней челюсти, который закрепляется соответствующими изменениями в височно-нижнечелюстных суставах.
Следовательно, один и тот же этиологический фактор — преждевременная потеря молочных моляров и нарушение процесса становления прикуса — может привести к различным зубочелюстным деформациям. Это зависит как от исходного соотношения челюстей к моменту начала действия этиологического фактора, так и от типа жевания, причем один этиологический фактор в процессе формирования зубочелюстных деформаций влечет за собой и включает в патологическую цепь другие этиологические факторы, сокращающие сроки образования деформаций.
К первоначальной причине удаления зубов, снижения высоты прикуса присоединяются ослабление роста челюстных костей, нарушения функции и физиологического равновесия жевательной мускулатуры и окклюзионных соотношений. Это в комплексе формирует и закрепляет зубочелюстные деформации.
Отсюда становится совершенно ясно, что молочные зубы необходимо лечить, чтобы сохранить молочный прикус работоспособным до его физиологической смены постоянными зубами, не нарушить динамический процесс формирования окклюзионных соотношений и становления высоты прикуса и тем самым предупредить развитие зубочелюстных деформаций.
Особое внимание в процессе обучения врачей-интернов необходимо обратить на своевременную профилактику стоматологических заболеваний и лечение молочных зубов в организованных детских коллективах, сохранение нормальной высоты прикуса значительно снизит количество зубочелюстных деформаций и создаст благоприятные условия для развития детского организма.
Следовательно, первичная профилактика с целью раннего выявления начальных форм кариеса молочных зубов, нарушения динамики формирования окклюзионных соотношений и процесса становления высоты прикуса с последующей санацией и диспансеризацией детей становится главной задачей стоматологии детского возраста.
1. Авсянкин В.И. Вопросы преподавания проблем профилактики патологической стираемости твердых тканей зубов на кафедре ортопедической стоматологии / В.И. Авсянкин, А.В. Авсянкин, Е.В. Авсянкина [и др.] // Медіко-соціальні проблеми сім’ї. — 2012. — Т. 17, № 1. — C.126.
2. Арасланова А.А. Интеграция науки, образования и производства: синергетический эффект // Философия образования. — 2011. — № 1. — С. 26-31.
3. Дядык А.И. Внедрение в педагогический процесс результатов научно-исследовательской работы по лечению хронической сердечной недостаточности у постинфарктных больных / А.И. Дядык, А.Э. Багрий, Е.В. Щукина [и др.] // Питання експериментальної та клінічної медицини. — 2012. — Вип. 16, т. 1. — С. 185-191.
4. Ельский В.Н. Анализ эффективности применения текстового контроля / В.Н. Ельский, Л.П. Линчевская, Ю.Я. Крюк [и др.] // Питання експериментальної та клінічної медицини. — 2012. — Вип. 16, т. 1. — С. 192-196.
5. Кузнецова А.Я. Образование современного человека // Философия образования. — 2011. — № 1. — С. 225-232.
6. Нетцель Ф. Практическое руководство по ортодонтической диагностике / Ф. Нетцель, К. Шультц. — Львов, 2006. — 111 с.
7. Трезубов В.Н. Планирование и прогнозирование лечения больных с зубочелюстными аномалиями: учебное пособие / В.Н. Трезубов, Р.А. Фадеев. — М., 2005. — 214 с.