Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkrainePediatricGlobal

UkrainePediatricGlobal

Журнал «Здоровье ребенка» 6 (41) 2012

Вернуться к номеру

Опыт применения иммуномодулятора Респиброн в лечении воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей у детей

Авторы: Пухлик С.М., Тагунова И.К., Богданов К.Г., Андреев А.В., Одесский национальный медицинский университет

Рубрики: Педиатрия/Неонатология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати


Резюме

Статья посвящена применению иммуномодулирующей терапии в комплексном лечении острых респираторных инфекций у детей. Полученные данные свидетельствуют об эффективности включения препарата Респиброн в схему реабилитационных мероприятий, что повышает эффективность восстановительного лечения, ускоряет процесс санации верхних дыхательных путей.

Стаття присвячена застосуванню імуномодулюючої терапії в комплексному лікуванні гострих респіраторних інфекцій у дітей. Отримані дані свідчать про ефективність включення препарату Респіброн у схему реабілітаційних заходів, що підвищує ефективність відновного лікування, прискорює процес санації верхніх дихальних шляхів.

The article is devoted to use of immunomodulatory therapy in complex treatment of acute respiratory infections in children. The findings indicate the efficacy of Respibron inclusion in rehabilitation scheme that increases efficacy of remedial treatment, accelerates the process of upper airways sanation.


Ключевые слова

дети, острая респираторная инфекция, лечение, Респиброн.

діти, гостра респіраторна інфекція, лікування, Респіброн.

children, acute respiratory infection, treatment, Respibron.

Нарушения иммунологической активности организма почти всегда сопровождаются повышением частоты воспалительных процессов респираторного тракта. У детей младшей возрастной группы иммунная реактивность находится в состоянии становления — характерен выраженный функциональный иммунодефицит, который называют иммунодефицитом дозревания (Ярцев М.Н., 2005). Поэтому ответ на внедрившиеся инфекционные агенты является не всегда адекватным, что приводит к частым и длительно протекающим острым респираторным инфекциям (ОРИ), формированию хронических воспалительных процессов в органах дыхания, формированию инвалидизации (Стефани Д.В., 1996; Коровина Н.А., 1998; Учайкин В.Ф., 1999; Маркова Т.П., 2004).

Частые ОРИ у детей не только представляют собой медицинскую проблему, но и имеют серьезные социальные и экономические последствия. В зависимости от возраста, эпидемиологических и социальных условий удельный вес часто болеющих детей (ЧБД) среди всех детей составляет от 15 до 50 %. При этом среди всех случаев ОРИ у детей на долю ЧБД приходится до 67,7–75 % (Романцов М.Г., 2006; Тарасова И.В., 2006; Торшхоева Р.М., 2006).

В результате контакта с микробами во время инфекции развивается временный или постоянный иммунитет к ним (Покровский В.И., 1994). Иммунопрофилактика позволяет выработать иммунитет до естественного контакта с возбудителем. Активная иммунизация — введение антигена для стимуляции иммунного ответа и развития иммунитета. Повторная иммунизация способствует более выраженному иммунному ответу и повышению устойчивости к возбудителю (Богомильский М.Р., 2001; Гаращенко Т.И., 2001). В зависимости от типа антигена активная иммунизация приводит к формированию временного или постоянного иммунитета (Лолор Г., Фишер Т., Адельман Д., 2000).

В качестве иммуномодулятора в терапии детей с частыми и затяжными ОРИ нами избран препарат микробного происхождения Респиброн, относящийся к естественным иммуномодуляторам (классификация иммуномодуляторов по Р.М. Хаитову и Б.В. Пинегину).

Иммуномодулятор Респиброн — медикаментозный препарат, полученный путем механического лизиса, позволяющего наиболее безопасно и эффективно индуцировать образование специфических антител. Респиброн содержит бактериальные лизаты 13 штаммов наиболее распространенных патогенных микроорганизмов, вызывающих заболевания верхних дыхательных путей. В его состав входят лизаты бактерий: Staphylococcus aureus, Neisseria catarrhalis, Streptococcus pyogenes, Streptococcus viridians, Klebsiella ozaenae, Klebsiella pneumoniae, Haemophilus infuenzae, 6 штаммов Diplococcus pneumoniae (Streptococcus pneumoniae). Препарат обладает двойным механизмом действия: активация неспецифической защиты за счет антигенов мембран клеток патогенных микроорганизмов путем индукции фагоцитоза, активации макрофагов, нейтрофилов, дендритных клеток , NK­ клеток; активации специфического иммунитета путем повышения уровня продукции ­ИЛ­2, специфических сывороточных Ig класса IgA, IgG, IgM и sIgA, активации эффекторных CD4­, CD8­, B­лимфоцитов.

Респиброн следует определить как препарат, обеспечивающий профилактику развития и эффективность комплексного лечения острых инфекций верхних дыхательных путей. Сублингвальный путь введения Респиброна позволяет обеспечить прямой контакт антигена с иммунными клетками слизистой оболочки и сформировать стойкий местный иммунитет. Удобство применения (1 таблетка в сутки), непродолжительный курс (10 дней) способствуют благоприятному восприятию данного препарата пациентами.

Целью нашего исследования было изучение статуса и оценка эффективности применения Респиброна в лечении часто и длительно болеющих детей.

В ОДГБ № 3 проведено исследование по оценке эффективности применения препарата Респиброн и его влияния на показатели противовирусной защиты у ЧБД до и после лечения. Под наблюдением в течение 6 месяцев находились 29 ЧБД от 3 до 8 лет. Кратность острых респираторных заболеваний у детей составляла от 6 до 10 случаев за предшествующий год. При первичном осмотре оториноларингологом у абсолютного большинства детей (78 %) диагностированы хронические заболевания органов носоглотки или морфофункциональные отклонения (аденоидные вегетации, хронический аденоидит, гипертрофия небных миндалин). У всех детей были выявлены признаки умеренного воспаления в рото­ и носоглотке, которые проявлялись различным сочетанием таких симптомов, как гиперемия задней стенки глотки и небных дужек, рыхлость слизистой и ее зернистость (у 83 % детей), увеличение миндалин различной степени (у 48 %); у части детей отмечалось гнойное отделяемое из носа, стекание слизистого отделяемого по задней стенке глотки. Почти у каждого третьего ребенка был диагностирован аденоидит. За последний год наблюдения дети перенесли в среднем 6,42 ± 1,90 инфекций. Большинство детей были пролечены антибиотиками широкого спектра действия от 2 до 5 раз.

19 детей (48 %) в комплексе реабилитационных мероприятий получали Респиброн сублингвально по 1 таблетке 1 раз в день в течение 10 дней, перерыв в приеме препарата составлял 20 дней. Всего проведено 3 курса терапии в течение 3 месяцев. Отдаленные результаты фиксировались в течение 6 месяцев. Дети, получавшие Респиброн, составили основную группу, а в группу сравнения было включено 20 детей (52 %), получавших комплекс реабилитационной терапии без Респиброна.

По истечении реабилитационного курса через 3 месяца исследование мазков содержимого носоглотки свидетельствовало о значительно более выраженной динамике в группе детей, получавших Респиброн, у которых зафиксировано уменьшение в 2 раза количества лейкоцитов в мазках и частоты обнаружения кокковой флоры (табл. 1). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что через 6 месяцев после курса реабилитации с использованием препарата Респиброн и спустя 3 месяца после прекращения терапии Респиброном микроэкология носоглотки у детей существенно отличалась в лучшую сторону от таковой у детей, прошедших курс реабилитации без препарата Респиброн. В частности, при цитологическом исследовании мазков из носоглотки среди получавших Респиброн не было детей с количеством лейкоцитов в мазке более 20 в поле зрения, в то время как среди ЧБД, не получавших Респиброн в комплексе реабилитационных мероприятий, такие результаты цитологии встречались у каждого третьего ребенка (29 %); единичные лейкоциты (до 5 в поле зрения) обнаруживались соответственно у 36 и 12 % детей. Обильная кокковая флора обнаруживалась у 41% ЧБД, не получавших Респиброн, и только у 21% детей, получавших данный препарат.

По частоте ОРИ в течение шестимесячного периода наблюдения (табл. 3) дети обеих сравниваемых групп не отличались: наблюдались единичные ОРВИ, обострения хронических заболеваний не было, однако следует отметить то, что дети, получавшие Респиброн, болели легче, заболевания у них имели меньшую продолжительность (в 2,1 раза). Лучшие результаты получены в группе пациентов, клинико­лабораторные показатели которых указывали на активность воспалительного процесса: нормализировался состав микробного пейзажа носоглотки с преобладающим воздействием на стрептококковую флору. Менее выраженными были изменения у пациентов с аллергическими проявлениями.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности включения препарата Респиброн в схему реабилитационных мероприятий, что повышает эффективность восстановительного лечения, ускоряет процесс санации верхних дыхательных путей. Позитивные изменения микроэкологии носоглотки ЧБД сохраняются и после прекращения приема препарата Респиброн.

Таким образом, доступность, простота применения, отсутствие побочных эффектов и выраженная терапевтическая эффективность препарата Респиброн позволяют рекомендовать его к широкому применению в практике лечения часто болеющих детей.


Список литературы

1. Богомильский М.Р., Гаращенко Т.И., Маркова Т.П. Бактериальный иммунокорректор Бронхомунал П в профилактике патологии ЛОР­органов в группе часто болеющих детей (результаты многоцентрового клинико­иммунологического исследования) // Актуальные вопросы оториноларингологии детского возраста и фармакотерапии болезней ЛОР­органов. — М., 2001. — С. 171­182.

2. Гаращенко Т.И. Результаты многоцелевого исследования по применению препарата ИРС­19 в профилактике ЛОР­заболеваний часто болеющих детей // Актуальные вопросы оториноларингологии детского возраста и фармакотерапии болезней ЛОР­органов. — М., 2001. — С. 195­201.

3. Иммунология инфекционного процесса (руководство для врачей) / Под ред. В.И. Покровского, С.П. Гордиенко, В.И. Литвинова. — М.: РАМН, 1994. — 305 с.

4. Коровина Н.А., Чебуркин А.В., Заплатников А.А., Захарова И.Н. Иммунокорригирующая терапия часто и длительно болеющих детей: Руководство для врачей. — М., 1998.

5. Лолор Г., Фишер Т., Адельман Д. Клиническая иммунология и аллергология. — М.: Практика, 2000. — 806 с.

6. Маркова Т.П., Чувиров Д.Г. Профилактика респираторных инфекций // Русский мед. журнал. — 2004. — № 1. — 24 с.

7. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика. Научно­практическая программа Союза педиатров России. — М., 2002. — 73 с.

8. Романцов М.Г., Ершов Ф.И. Часто болеющие дети: современная фармакотерапия. — М.: ГЭОТАР­Медиа, 2006. — 192 с.

9. Стефани Д.В., Вельтищев Ю.Е. Иммунология и иммунопатология детского возраста. — М., 1996.

10. Тарасова И.В. Рецидивирующая респираторная инфекция у детей и понятие «часто болеющие дети» // Аллергология и иммунология в педиатрии. — 2006. — № 2–3. — 34 с.

11. Торшхоева Р.М., Ботвиньева В.В., Таги­заде Т.Г., Намазова Л.С., Таранушенко Т.Е. Часто болеющие дети мегаполисов: лечение и профилактика острых респираторных инфекций // Научно­практический журнал Союза педиатров России «Педиатрическая фармакология». — 2006. — № 1. — 13 с.

12. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей. — М.: ГЭОТАР­Медицина, 1999. — 810 с.

13. Ярцев М.Н., Яковлева К.П. Иммунная недостаточность, часто болеющие дети и иммунокоррекция // Вопросы современной педиатрии. — 2005. — Т. 4, № 6. — С. 33­38.


Вернуться к номеру