Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Вестник Ассоциации психиатров Украины» (05) 2013

Вернуться к номеру

Цитатник номера

Понятие «психической болезни» должно распространяться на все расстройства, относящиеся к компетенции психиатра.

Снежневский А.В. Руководство по психиатрии. 1983. Т. 1

Научные идеи, доминирующие в сознании ученого, фанатические идеи верующего представляют собой варианты переоценки (т.е. сверхценных, патологических) идей.

Ушаков Г.К. Детская психиатрия. Учебник для педиатрических факультетов. М., 1973

Наиболее часто идеи борьбы за правду и справедливость формируются у личностей паранойяльной структуры. Сутяжно­паранойяльное состояние возникает после психотравмирующих обстоятельств, затрагивающих интересы испытуемых, и несет на себе печать ущемленности правовых положений личности.

Характерной чертой этих (сверхценных. — Прим.ред.) образований являются убежденность в своей правоте, охваченность отстаиванием «попранных прав», значительность переживаний для личности больного.

Судебное заседание они используют как трибуну для речей и обращений.

Печерникова Т.П., Косачев А.Л. Некоторые особенности становления и диагностики паранойяльных синдромов при психопатиях // Судебно­медицинская экспертиза. 1973. № 4

Лица, длительное время возбуждающие судебные процессы, нередко представляют большую социальную опасность, так как наряду с написанием жалоб они совершают другие тяжелые противоправные действия.

Печерникова Т.П. Судебно­психиатрическая оценка сутяжно­паранойяльных состояний в гражданском процессе // Сб. «Профилактика общественно опасных действий, совершаемых психически больными». М., 1972

Группа больных с определенными психопатическими чертами характера, на фоне которых развились психогенно­обусловленные протаргированные паранойяльные реакции… Адаптация нарушается до такой степени, что больные в корне меняют свою жизнь, а деятельность свою посвящают борьбе за овладевшую ими идею — нередко «борьбе за справедливость», как это называют сами испытуемые.

Изменение ситуации, строгий лечебный режим отделений, невозможность ведения патологической сутяжной деятельности, седативные или нейролептические средства сравнительно быстро нормализовали поведение. Некоторый период больные пытались писать жалобы либо вовлекать в обсуждение своих дел окружающих, а затем только при расспросах, хотя и с прежней стеничностью, говорили о своих переживаниях. Нейролептики имеют немаловажное значение в лечении этих состояний.

Диамант Л.Н. Вопросы клиники и принудительного лечения психопатических личностей с паранойяльным бредом и сверхценными идеями // Сб. «Проблемы принудительного лечения психически больных». М., 1978

Принудительное лечение в психиатрических больницах специального типа следует рекомендовать в случаях жестоких убийств по бредовым мотивам, а также в случаях упорного сутяжничества и реформаторства с наклонностью к индуцированию окружающих и тенденцией к повторению противоправных действий.

Косачев А.Л. Клиника и судебно­психиатрическая оценка паранойяльной психопатии: Автореф. дис… канд. мед. наук. М., 1973

Изучены 90 больных шизофренией с бредовыми идеями реформаторства, которые наблюдались в структуре паранойяльного синдрома. Их суждения и интересы наряду с наличием паранойяльных образований остаются на уровне повседневных отношений, они выполняют свои привычные обязанности, у них сохраняется формальная ориентировка в окружающем. Следующие показатели, а в ряде случаев их совокупность, которые определяли особую общественную опасность, и являлись основанием для направления на принудительное лечение в психиатрические больницы специального типа. Это отношение больных к окружающему, обусловленное патологическим смысловым содержанием бреда…

Тальце М.Ф., Ландау Я.Л., Табакова Л.И. Критерии назначения принудительного лечения больным шизофренией с паранойяльным синдромом // Сб. «Принудительное лечение психически больных». М., 1981

Так, сутяжно­паранойяльные состояния возникали после психотравмирующих обстоятельств, несущих в себе ущемление правовых и имущественных положений больных.

Катамнестические исследования показывают, что у этих больных и в отдаленные периоды, даже после повторения паранойяльных реакций, не появляются признаки специфического постпроцессуального дефекта.

Печерникова Т.П. Паранойяльные состояния в динамике психопатий // Журнал им. Корсакова. 1979. № 11

Проведенный нами ранее анализ больных с бредом реформаторства показал, что у всех больных содержание такого бреда выходило за рамки узко межличностных отношений: оно касалось различных сфер жизни общества… Указанные больные писали многочисленные письма и жалобы в различные учреждения. В них отражались не только требования немедленного осуществления их «реформ», но и угрозы в адрес лиц, которые, с их точки зрения, «тормозили» их реализацию.

Приведенные клинические особенности болезненного состояния в сочетании с аффективной охваченностью больных своими идеями при сохранности в ряде случаев внешне упорядоченного поведения обусловливали повышенную их социальную опасность и определяли необходимость направления таких больных на принудительное лечение в психиатрические больницы специального типа.

(Всего 35 экскульпированных больных, на материале специальной психиатрической больницы МВД СССР.)

Ландау Я.Л., Табакова Л.И. Принудительное лечение больных шизофренией с бредом реформаторства // Сб. «Психогенные заболевания и проблемы деонтологии в судебно­психиатрической практике». 1982

Значительные трудности возникают при решении вопросов прекращения принудительного лечения больных с паранойяльными состояниями различного генеза. Упорядоченное поведение таких больных, заявление их, что они раньше неправильно вели себя, обещание не заниматься реализацией своих паранойяльных идей, которые якобы потеряли для них актуальность, не всегда являются клиническими показателями выздоровления. У больных с паранойяльными синдромами чаще, чем при других формах психических заболеваний, наблюдаются явления диссимуляции. Указанная частота диссимуляций обусловлена особенностями изменений личности, сохранностью интеллектуальных функций, которые при отсутствии настоящей критической оценки своих болезненных переживаний позволяют скрывать их, чтобы в дальнейшем, после выписки из больницы, реализовать. Сложность заключается в том, что паранойяльные идеи нередко близки по своему содержанию к реальным бытовым мотивам и потому близкими и родственниками не всегда расцениваются как болезненные. Последние в таких случаях индуцируются больными, воспринимая их патологические высказывания как реальные. Они помогают больным вначале скрывать эти переживания, а затем, после выписки, проводить их в жизнь…

…Следует только указать, что не всегда социальная опасность больного снимается при его полном выздоровлении…

Печерникова Т.П. Показания к назначению и снятию принудительного лечения больным, совершившим общественно опасные действия // Сб. «Проблемы принудительного лечения психиатрических больных». 1978

Вкачестве пережитков прошлого, с которыми приходится вести борьбу советской общественности и правосудию, встречаются еще отдельные группы сектантов с изуверским вероучением и обрядами, ведущими к психической травматизации. Именно поэтому в новый Уголовный Кодекс РСФСР включена статья 227, предусматривающая уголовное наказание за создание группы, причиняющей вред здоровью граждан… В общей прессе получила освещение преступная деятельность сектантских групп, так называемых пятидесятников (или христиан евангельской веры, как они сами себя называют), расследование которой потребовало в ряде случаев проведения судебно­психиатрической экспертизы.

…Прежде чем остановиться на вопросах, подлежащих экспертному решению, необходимо осветить те обстоятельства психотравмирующей ситуации, которые связаны с самим культом пятидесятников и их обрядов.

Лунц Д.Р., Земсков Л.Н. О некоторых особенностях судебно­психиатрической экспертизы по делам о преступной сектантской деятельности //Сб. «Практика судебно­психиатрической экспертизы». 1961. № 5

Нам неоднократно приходилось убеждаться, что незнание и непонимание системы взглядов и аффективных реакций религиозного человека, совершившего правонарушение по религиозным мотивам, расценивалось как паранойяльное развитие психопатической личности только потому, что исповедуемая система взглядов и отношений находится в явном и полном противоречии с нашей действительностью и с системой взглядов самого эксперта.

Тимофеев Н.Н. К вопросу о распознавании болезненных психогенных и смежных с ними состояний // Проблемы судебной психиатрии. 1971. Вып. № 19

После освобождения из мест лишения свободы они были направлены для проживания и трудоустройства в города и села за пределами Москвы и Московской области, однако не выполнили этого предписания и, нарушая паспортные правила, проживали в Москве, объясняя противозаконное проживание нежеланием прописываться в других местах, аргументируя это тем, что здесь они родились и имеют родственников.

У 19 % больных выраженность аффективно­волевых, а также интеллектуальных расстройств и снижения критических способностей была столь значительна, что состояние их полностью отвечало критерию невменяемости, хотя нервно­психическая патология здесь не была проявлением эндогенного заболевания.

Белов В.П., Докучаева О.Н., Демонова Д.П. Клинико­социальная характеристика лиц, привлекающихся к уголовной ответственности по ст. 198 УК РСФСР // Сб. «Клинико­социальные аспекты профилактики общественно опасных действий психически больных». М., 1981

Не стоит представлять дело так, будто бы институт имени Сербского занимался одними диссидентами, это неверно: количественно они составляли два процента от всего числа наших пациентов.

Дмитриева Т.Б. // Молодежь Эстонии. 11 января 1991 г.

Демократический выбор Украины, желание народа создать общество на основе Правды и Справедливости, серьезное и всестороннее осмысление трагического прошлого должны стать гарантом того, что беззаконие в нашей стране никогда не повторится, в том числе — и гарантом защиты от рецидивов психиатрических репрессий.

Думаю, дорогой Читатель, Вы согласитесь, прочитав эту книгу, что помещенные в ней документы не могут никого оставить безразличным, они значительно прибавили нам понимания того, от какого тяжкого прошлого нам следует решительно отказаться, что нужно каждому из нас делать ежедневно, чтобы оно никогда не повторилось и наши дети жили в условиях действительной Демократии и истинно Правового Общества. (Владимир Пристайко, член коллегии Службы безопасности Украины, генерал­лейтенант юстиции)

Из предисловия к книге «Советская психиатрия. Заблуждения и умысел». К., 2002

В декабре 1987 г. состоялось внеочередное заседание Президиума правления в связи с публикацией статьи «Закрытая тема» в газете «Комсомольская правда». Г.В. Морозов в своем выступлении отметил, что в любой области медицины возможны отдельные факты профессиональных нарушений, но делать из них широкие обобщения недопустимо. Подобные публикации способствуют запугиванию душевнобольных, мешают установлению доверительных отношений с врачами. Анализ статьи свидетельствует о недостаточной грамотности авторов в обсуждаемой ими области. В обсуждении упомянутой публикации приняли участие Р.А. Наджаров, М.Е. Вартанян, Н.М. Жариков, Э.А. Бабаян, В.В. Ковалев, Б.В. Шостакович. Содержание статьи в «Комсомольской правде» было оценено ведущими советскими психиатрами как тенденциозное, не соответствующее действительности, отражающее антипсихиатрические взгляды. По итогам обсуждения члены Президиума подготовили статью, которая была направлена в редакцию газеты «Комсомольская правда. (Авторы публикации — Г.Я. Лукачер, Л.В. Ромасенко.)

О работе Правления Всесоюзного научного общества

невропатологов и психиатров в 1987 г. // Журнал

им. Корсакова. 1988. № 11. С. 143­144



Вернуться к номеру