Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Боль. Суставы. Позвоночник» 3 (15) 2014

Вернуться к номеру

Приверженность к лечению — залог успеха длительной антиостеопоротической терапии

Авторы: Трушина А.С. - Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск; Руденко Э.В. - Городской центр остеопороза, г. Минск, Республика Беларусь

Рубрики: Ревматология, Травматология и ортопедия

Разделы: Медицинские форумы

Версия для печати

Статья опубликована на с. 92-94

Введение. Низкая приверженность пациентов к лечению при хронических заболеваниях — одна из важнейших проблем современной медицины, так как ведет к росту длительности заболеваний, увеличению частоты госпитализаций, инвалидности и смертности [1]. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, нечеткое выполнение рекомендаций по лечению является проблемой огромной значимости во всем мире. Так, даже при таких заболеваниях, как артериальная гипертензия и сахарный диабет, врачебные рекомендации соблюдаются пациентами не более чем в 50 % случаев.

Эффективность терапии при лечении остеопороза (ОП) зависит от множества причин [2]. Среди них правильность и обоснованность назначения схем приема препаратов с учетом индивидуальной особенности организма и переносимости лекарств; регулярный мониторинг проводимого лечения [3], приверженность пациента к терапии, стоимость и качество используемых лекарственных средств и др.

На этапе подготовки к исследованию авторами был разработан тест, задачей которого являлось определение продолжительности приема пациентами назначенного препарата и установление причин, по которым пациент прекращал лечение.

Цель исследования: определить эффект длительной терапии препаратами-дженериками алендроната с учетом приверженности пациентов к лечению.

Материалы и методы. В ретроспективное поперечное исследование было включено 75 женщин с диагнозом ОП, имеющих два и более заключения двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии (ДРА), проведенной с интервалом в 1 год.

Критерии включения в исследование: женский пол, возраст от 45 до 75 лет, наличие физиологической менопаузы длительностью не менее 3 лет, продолжительность приема алендроната более 12 месяцев без смены препарата. Критерии исключения: наличие заболеваний и/или прием препаратов, вызывающих вторичный ОП; назначение на протяжении периода наблюдения за пациентками других препаратов, используемых для лечения ОП, кроме изучаемых.

Схема лечения: 70 мг (1 таблетка) алендроната (препарат-дженерик) в неделю на фоне приема комбинированного препарата кальция с витамином D (1000 мг кальция и 800 МЕ витамина D в сутки). При необходимости коррекция дозы кальция проводилась с учетом уровня кальция в крови и суточной моче пациенток. Диагноз ОП пациенткам устанавливали на основании данных ДРА, проводившейся на денситометре Lunar ProdigyAdvance (США). Диагноз устанавливался при снижении минеральной плотности кости (МПК) на 2,5 SD или более от среднего значения для молодых здоровых женщин (Т-критерий ≤ –2,5 SD) [4]. Последующий контроль ДРА проводился с интервалом в 1 год.

Для изучения приверженности был разработан тест для оценки приверженности пациентов к лечению (рацпредложение № 6 от 02.04.2011, БелМАПО, РБ). В тесте отмечаются также данные двух ДРА, проведенных с интервалом в 1 год, для последующей оценки годового прироста МПК с учетом регулярности приема препарата. Степень приверженности к лечению рассчитывалась с помощью индекса использования препарата MPR (Medication Possession Ratio) [1]. Пациенты с MPR < 80 % рассматривались как не приверженные к лечению, пациенты с MPR ≥ 80 % — приверженные к лечению [1].

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программы Statistica 6.0 (StatSoft, США). В связи с преимущественным большинством данных, соответствующих распределению, отличающемуся от нормального, количественные параметры представлены в виде медианы (Me) и интерквартильного размаха [LQ; UQ]. Критическим уровнем значимости при проверке статистических гипотез принималось значение p < 0,01.

Результаты. Через 12 месяцев приема алендроната по данным ДРА у пациенток выявлен достоверный прирост МПК поясничного отдела позвоночника на +0,047 г/см2, который составил +5,85 % от первоначального уровня МПК (табл. 1).

Прирост МПК шеек бедренных костей спустя 12 месяцев терапии был недостоверен, так как интерквартильный размах полученного прироста не превышает уровень погрешности используемого в исследовании денситометра (±0,012 г/см2 для бедренной кости).

В ходе оценки прироста МПК в течение 1-го года приема алендроната в зависимости от приверженности пациентов к терапии установлено (табл. 2):

— в группе с высокой приверженностью (n = 52) прирост МПК в поясничном отделе позвоночника составил +6,65 [+3,88; +10,57] % (p < 0,001), в шейке бедренной кости — +3,23 [+0,27; +5,99] % (p < 0,001);

— в группе с низкой приверженностью (n = 23) прирост МПК не был достоверен как в поясничном отделе позвоночника — +3,68 [+1,40; +9,36] % (p = 0,128), так и в шейке бедренной кости — +0,70 [–0,24; +1,68] % (p = 0,600);

— при этом значимых отличий между показателями МПК в группах пациенток с низкой (MPR < 80%) и высокой (MPR > 80%) приверженностью не выявлено (p > 0,01).

В течение 2-го года приема алендроната в группе пациенток с MPR ≥ 80 % (n = 36) прирост МПК составил +10,04 [+6,65; +14,55] % (p < 0,001) в поясничном отделе позвоночника и +5,08 [+1,63;+8,33] % (p < 0,001) — в шейке бедренной кости (табл. 3). В группе с низкой приверженностью (n = 16) прирост МПК не был достоверен как в поясничном отделе позвоночника, так и в шейке бедренной кости. При сравнении прироста МПК в группах с различной приверженностью достоверных отличий получено не было (р > 0,01).

При высокой приверженности к лечению в течение 3 лет (n = 18) прирост МПК в поясничном отделе позвоночника составил +10,08 [+7,68; +15,47] % (p < 0,001), в шейке бедренной кости — +5,87 [+2,35; +7,67] % (p < 0,001) (табл. 4). В группе с низкой приверженностью (n = 9) прирост МПК не был достоверен как в поясничном отделе позвоночника, так и в шейке бедренной кости.

Прирост МПК поясничного отдела позвоночника спустя 4 года приема алендроната при высокой приверженности пациенток к лечению (n = 14) составил +16,05 [+10,50; +21,65] % (p < 0,001), в шейке бедренной кости — +6,86 [+4,85; +9,40] % (p < 0,001). Оценка МПК спустя 4 года лечения алендронатом в группе с низкой приверженностью (n = 5), как и сравнение групп между собой, было недопустимо в связи с малочисленностью группы на момент исследования.

Среди ответов на вопрос, по какой причине приходилось прерывать лечение алендронатом, в течение 1-го года приема наиболее частыми были ответы (n = 75):

— «Делаю перерывы специально, чтобы отдохнуть» — 12,0 % (n = 9) пациенток;

— «Побочные эффекты» — 12,0 % (n = 9) пациенток;

— «Много других лекарств» — 4,0 % (n = 3) пациенток.

В течение 2-го года приема алендроната самым распространенным ответом на тот же вопрос стал: «Делаю перерывы специально, чтобы отдохнуть», — так ответило 13 человек из 52 (25 %).

В течение 3-го года приема алендроната на тот же вопрос 8 человек из 27 (29,6 %) ответили: «Делаю перерывы специально, чтобы отдохнуть», — и 4 человека из 27 (14,8 %) причиной прерывания лечения назвали побочные эффекты.

Выводы

1. Даже при высокой приверженности пациенток к антиостеопоротической терапии алендронатом достоверное повышение МПК шейки бедренной кости при приеме 70 мг препарата-дженерика алендроната 1 раз в неделю достигается через 2 года после начала терапии.

2. Высокая приверженность к лечению позволяет сохранять стойкий прирост МПК поясничного отдела позвоночника и шейки бедренной кости на фоне приема алендроната на протяжении 3–4 лет.

3. Основной причиной прерывания приема алендроната в данном исследовании было: «Делаю перерывы специально, чтобы отдохнуть».


Список литературы

1.  Loss of treatment benefit due to low compliance with bisphosphonate therapy / F.J.A. Penningvan Beest [et al.] // Osteoporos Int. — 2008. — Vol. 19, № 11. — P. 511–517.

2.  Торопцова Н.В. Остеопороз — социальная проблема 21 века / Н.В. Торопцова, О.А. Никитинская, Л.И. Беневоленская // Рус. мед. журн. — 2007. — Т. 15, № 4. — С. 315–318.

3.  Papapoulos S.E. Monitoring patients with osteoporosis / S.E. Papapoulos // Ortopedia. Traumatologia. Rehabilitacja. 4th Central European Congress on Osteoporosis and Osteoarthritis Krakow, Poland, 2011, sept. 29 — oct. 1. — Krakow, 2011. — P. 687.

4. Остеопороз. Диагностика, профилактика и лечение: клинические рекомендации / Рос. ассоц. по остеопорозу; Под ред. О.М. Лесняк, Л.И. Беневоленской. — М.: ГЕОТАР-Медиа, 2010. — 270 с.


Вернуться к номеру