Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал "Актуальна інфектологія" 2 (3) 2014

Повернутися до номеру

Состояние антиэндотоксинового иммунитета и метаболической интоксикации при острых кишечных инфекциях

Автори: Одинец Т.Н., Каримов И.З., Шмойлов Д.К., Лось-Яценко Н.Г., Гордиенко А.И., Горовенко М.В. — ГУ «Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского», кафедра инфекционных болезней

Рубрики: Інфекційні захворювання

Розділи: Клінічні дослідження

Версія для друку


Резюме

В статье приведены данные сравнительной характеристики показателей антиэндотоксинового иммунитета и свободнорадикального окисления в крови 34 больных острыми кишечными инфекциями ротавирусной и ротавирусно-бактериальной этиологии в зависимости от степени тяжести и периода заболевания.

У статті приведені дані порівняльної характеристики показників антиендотоксинового імунітету і вільнорадикального окислення в крові 34 хворих на гострі гастроентерити ротавірусної та ротавірусно-бактеріальної етіології залежно від ступеня тяжкості і періоду захворювання.

The paper presents the comparative analysis of antiendotoxic immunity parameters and free-radical oxidation in the blood of 34 patients with acute intestinal infections of rotavirus and rotavirus-bacterial etiology depending on the severity of the disease and its duration.


Ключові слова

острые кишечные инфекции, ротавирусная инфекция, антиэндотоксиновый иммунитет, эндотоксикоз.

гострі кишкові інфекції, ротавірусна інфекція, антиендотоксиновий імунітет, ендотоксикоз.

acute intestinal infections, rotavirus infection, antiendotoxic immunity, endotoxemia.

Статья опубликована на с. 27-29

На протяжении последних лет, по данным статистического анализа эпидемиологических данных, происходит некоторое изменение этиологической структуры острых кишечных инфекций (ОКИ) [1]. В структуре ОКИ преобладают гастроэнтериты вирусно-бактериальной этиологии, 60–70 % которых вызваны ротавирусной инфекцией (РВИ), а тенденция к формированию носительства и осложненного течения данного заболевания связана также с проблемой вирусных диарей, что относит их к числу актуальных для мирового здравоохранения. Анализ клинических данных свидетельствует, что в условиях сниженной иммунорезистентности диареи смешанного генеза протекают значительно тяжелее, чем гастроэнтериты, вызванные моноинфекцией (вирусной или бактериальной) [2].

Тяжесть клинического течения инфекционного процесса и его исход в значительной мере определяются состоянием иммунореактивных систем организма и выраженностью интоксикационного синдрома независимо от этиологии [3]. Одним из критериев, позволяющих оценить степень интоксикационного синдрома и прогноз заболевания, является состояние, обусловленное эндогенной метаболической интоксикацией, развивающееся вследствие дисбаланса между образованием и выведением продуктов нормального и нарушенного метаболизма [4]. Биологически активные вещества (альдегиды, окислительно-модифицированные белки (ОМБ), продукты перекисного окисления липидов (ПОЛ), кетоны, ферменты, медиаторы и др.), аккумулирующиеся в тканях и жидкостях организма, приобретают свойства эндотоксинов, способствуя развитию клиники свободнорадикальной патологии [5].

При наличии токсинов, способствующих нарушению обменных процессов в организме, многие исследователи рассматривают бактериальные эндотоксины (БЭ) как основные индукторы развития интоксикации [6]. Чрезмерное, вследствие бактериальной транслокации (БТ), поступление БЭ в кровь инициирует циркуляторные, реологические и деструктивно-воспалительные изменения в тканях и органах, что в конечном итоге приводит к эндотоксиновой агрессии [7, 8]. Важным критерием, позволяющим оценить степень БТ и активность гуморального звена антиэндотоксинового иммунитета (АЭТИ), является уровень специфических антилипополисахаридных антител классов М, G (анти-ЛПС-IgM, анти-ЛПС-IgG), которые обладают максимальным эндотоксиннейтрализующим действием [9]. Уровень содержания анти-ЛПС-IgM и анти-ЛПС-IgG в крови существенно влияет на степень эндотоксинемии и в значительной мере определяет вероятность развития неблагоприятного течения и исхода заболевания [10].

Цель: исследовать состояние антиэндотоксинового иммунитета и метаболической интоксикации при ОКИ ротавирусной и ротавирусно-бактериальной этиологии в зависимости от степени тяжести и периода заболевания. В задачи исследования входило определение показателей эндогенной метаболической интоксикации (ОМБ, малонового диальдегида (МДА)) и маркеров гуморального звена АЭТИ (анти-ЛПС-IgM, анти-ЛПС-IgG) в динамике у больных ОКИ ротавирусной и ротавирусно-бактериальной этиологии в зависимости от степени тяжести и периода заболевания.

Материалы и методы исследования

Нами обследовано 34 больных ОКИ в возрасте 17–62 лет. В структуре исследованных больных диареи, вызванные условно-патогенными бактериями (УПБ), составили 41 %, ротавирусом (РВ) — 26,5 %, ротавирусно-бактериальной этиологией (РВ + УПБ) — 32,5 %. У 1/3 пациентов заболевание протекало легко, 2/3 имели среднетяжелое течение. Подбор больных осуществлялся случайно-выборочным методом на базе инфекционного отделения городской клинической больницы № 7 г. Симферополя. Контрольную группу составили 14 лиц-доноров в возрасте 19–60 лет. Распределение по полу и возрасту во всех исследуемых группах было сопоставимо.

Наряду с общеклиническим, бактериологическим и иммунохроматографическим (РВ) обследованием проводились исследования по определению в сыворотке крови содержания антиэндотоксиновых антител (анти-ЛПС-IgM, анти-ЛПС-IgG) методом твердофазного иммуноферментного анализа [11]. Интенсивность ОМБ сыворотки крови определяли спектрофотометрически по концентрации карбонильных групп на основании реакции взаимодействия окисленных аминокислотных остатков белков с 2,4-динитрофенилгидразином (2,4-ДНФГ) [12, 13]. Определение в сыворотке крови МДА — конечного продукта ПОЛ проводили с помощью реакции с тиобарбитуровой кислотой спектрофотометрически [14].

Дополнительное исследование больных проводилось в динамике заболевания: в остром периоде при госпитализации в стационар, в разгар заболевания (3–4-й день госпитализации) и в период ранней реконвалесценции при выписке из стационара (6-е сут.). Для математической обработки полученных результатов использовали методы описательной непараметрической статистики, Т-критерий Стьюдента для парных сравнений.

Результаты

Результаты исследования показали, что при ОКИ легкой степени тяжести уровень АЭТ-АТ IgM по сравнению с физиологической нормой (0,112 усл.ед. опт.пл.) увеличивался на 11 % при диареях бактериальной и вирусно-бактериальной этиологии, на 9 % — при гастроэнтеритах, вызванных РВ, в период разгара — на 12,3 и 27 %, а в раннюю реконвалесценцию — в 2,1 и 3,4 раза соответственно. В то же время в сыворотке крови содержание карбонильных групп производных аминокислот белков в остром периоде у больных ОКИ легкой степени тяжести, вызванными РВ, увеличивалось на 20 %, на 38 % — у пациентов РВ-микст-инфекцией и на 34 % — при диареях УПБ-этиологии.

У больных РВИ средней степени тяжести уровень анти-ЛПС-IgM в период разгара был на 16 % выше нормы и в 2,3 раза больше, чем у больных ОКИ РВ + УПБ-этиологии (7 %). Выявлено, что концентрации анти-ЛПС-IgG при средней степени тяжести во всех группах в острый период и разгар заболевания достоверно не отличались, а в раннюю реконвалесценцию при гастроэнтеритах УПБ-этиологии и ротавирусно-бактериальной инфекции этот показатель был выше нормы на 18 и 10 % соответственно.

Концентрация продуктов ОМБ повышалась в крови больных ротавирусным гастроэнтеритом в 1,8 раза и в 2,4 раза — при ОКИ смешанной и бактериальной этиологии. Примечательно, что у пациентов с микст-инфекцией (РВИ + УПБ) и ОКИ УПБ-этиологии средней степени тяжести в период реконвалесценции уровень ОМБ в крови остается более повышенным, чем у больных РВИ (на 14–12 и 8,1 % соответственно).

При исследовании больных ОКИ легкой степени тяжести в остром периоде заболевания выявлено, что концентрация МДА в крови пациентов всех групп была практически одинаковой и превышала уровень контроля в 1,4 раза, но в динамике у больных ОКИ УПБ- и РВ + УПБ-этиологии увеличивалась в 1,7 и 2,3 раза соответственно. В период ранней реконвалесценции во всех обследованных группах показатели МДА в крови снижались до нормальных величин. Следует отметить, что содержание МДА в крови больных ОКИ средней степени тяжести, вызванными УПБ, в остром периоде превышало нормальные показатели в 1,9 раза, при диареях РВИ + УПБ-этиологии — в 2,6 раза, а у больных с гастроэнтеритами, вызванными РВ, изменялось в меньшей степени — до 30 %. В период ранней реконвалесценции уровень МДА в крови всех исследованных групп снижался, но оставался на 9 % выше нормы.

Анализ клинических исследований свидетельствует, что продолжительность интоксикации у больных ОКИ легкой степени тяжести была почти одинаковой (2,30 ± 0,75 дня), но у пациентов с РВИ-микст-инфекцией средней степени тяжести синдром интоксикации наблюдался в 1,4 раза дольше, чем у больных РВИ (4,60 ± 0,62 дня и 3,20 ± 0,34 дня соответственно).

Выводы

1. В острый период заболевания уровень АЭТ-АТ IgM незначительно увеличивается при гастроэнтеритах средней степени тяжести бактериальной (на 7,2 %) и вирусно-бактериальной этиологии (на 7 %), а анти-ЛПС-IgG — в период реконвалесценции (на 18 и 10 % соответственно).

2. Интенсивность ОМБ крови при ОКИ, вызванных УПБ и ротавирусно-бактериальной ассоциацией, выше, чем при гастроэнтеритах РВИ (при легкой степени тяжести — на 34, 38 и 20 % соответственно, при средней степени тяжести — в 2,3; 2,4 и 1,8 раза соответственно).

3. Уровень МДА в крови больных ОКИ средней степени тяжести в острый период увеличивается в большей степени при диареях РВ + УПБ этиологии (в 2,6 раза), чем при ОКИ, вызванных РВИ (на 30 %).

4. У больных ОКИ изменение показателей АЭТИ и окислительного стресса зависит от этиологии, степени тяжести и периода заболевания. Динамика показателей АЭТИ и свободнорадикального окисления может служить объективным критерием тяжести течения при ОКИ вирусно-бактериальной этиологии.


Список літератури

1. Павленко О.В. Особливості клініки гострих кишкових інфекцій вірусної етіології у дорослих / О.В. Павленко, Є.В. Нікітін, Л.І. Скрипник // Інфекційні хвороби. — 2008. — № 1. — С. 63–68.

2. Белан Ю.Б. Особенности клинического течения моно- и микст-вариантов ротавирусной инфекции у детей раннего возраста / Белан Ю.Б., Полянская Н.А. // Русский медицинский журнал. — 2008. — Т. 16, № 18. — С. 1190–1192.

3. Маржохова М.Ю. Некоторые показатели синдрома интоксикации при острых кишечных инфекциях / Маржохова М.Ю., Башиева М.А., Желихаева Ж.М. // Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2008. — № 6. — С. 39–42.

4. Каримов И.З. Клинико-патогенетическая роль позитивных острофазовых белков, деструкции клеток и метаболической интоксикации организма при различных инфекционных заболеваниях: Дис… д-ра мед. наук: 14.01.13 / Крымский гос. медицинский университет им. С.И. Георгиевского. — Симферополь, 2006. — 327 с.

5. Рябов Г.А. Окислительный стресс и эндогенная интоксикация у больных в критических состояниях / Рябов Г.А., Азизов Ю.М., Пасечник И.Н. // Вестник интенсивной терапии. — 2002. — № 4. — С. 4–7.

6. Петухов В.А. Дисбиоз, эндотоксиновая агрессия, нарушение функций печени и дисфункция эндотелия в хирургии. Современный взгляд на проблему / Петухов В.А. // Тяжелый пациент. — 2006. — № 4. — С. 8–17.

7. Яковлев М.Ю. Элементы эндотоксиновой теории физиологии и патологии человека / Яковлев М.Ю. // Физиология человека. — 2003. — Т. 29, № 4. — С. 154–165.

8. Яковлев М.Ю. «Эндотоксиновая агрессия» как предболезнь или универсальный фактор патогенеза заболеваний человека и животных // Успехи совр. биол. — 2003. — № 1. — С. 31–40.

9. Мешков М.В., Аниховская И.А., Яковлева М.М., Яковлев М.Ю. Кишечный эндотоксин в регуляции системы гемостаза и патогенезе ДВС-синдрома // Физиология человека. — 2005. — № 6. — С. 131–136.

10. Аниховская И.А., Опарина О.Н., Яковлева М.М., Яковлев М.Ю. Кишечный эндотоксин как универсальный фактор адаптации и патогенеза общего адаптационного синдрома // Физиология человека. — 2006. — № 2. — С. 200–204.

11. Патент 70193 А Україна, МКІ 7 А61К31/01. Спосіб визначення антитіл до ліпополісахаридів грамнегативних бактерій / А.І. Гордієнко, В.О. Білоглазов. — Заявл. 29.12.2003; Опубл. 15.09.2004, Бюл. № 9.

12. Дубинина Е.Е., Бурмистров С.О., Ходов Д.А., Поротов И.Г. Окислительная модификация белков сыворотки крови человека, метод ее определения // Вопросы медицинской химии. — 1995. — № 1. — С. 24–26.

13. Оliver C.N., Ahn B.W., Moerman E.J. et al. Age-related changes in oxidized proteins // J. biol. Chem. — 1987. — Vol. 262. — P. 5488–5491.

14. Тимирбулатов Р.А. Метод повышения интенсивности свободнорадикального окисления липидсодержащих компонентов крови и его диагностическое значение / Тимирбулатов Р.А., Селезнев Е.И. // Лабораторное дело. — 1981. — № 4. — С. 209–211.


Повернутися до номеру