Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета "Новини медицини та фармації" 10 (543) 2015

Повернутися до номеру

Больной, врач, провизор: триумвират союзников или треугольник конфликтов?

Автори: Майоров М.В. — врач акушер-гинеколог высшей категории, член Национального союза журналистов Украины
КУЗ «Харьковская городская поликлиника № 5»

Розділи: Довідник фахівця

Версія для друку

Статья опубликована на с. 19 (Укр.)

 

 

Сначала «картинки с натуры»: мини-репортажи из различных аптек и лечебных учре–ждений. С последующими комментариями различных, так сказать, слоев населения и специалистов.

«Что у вас есть от поноса и температуры ребенку двух лет?» — спрашивает женщина в аптеке. Провизор предлагает доксициклин или норфлоксацин. На мое вмешательство со словами о категорической недопустимости приема этих препаратов ребенком двух лет — довольно грубый совет не вмешиваться. Не помогло даже сообщение, что вмешавшийся является врачом. Пришлось пригласить управляющего аптекой и прочесть мини-лекцию о реальной опасности приема некоторых препаратов в определенных возрастных группах, что любой практикующий провизор и фармацевт обязаны четко знать. Кстати, советы применять антибиотики при различных заболеваниях у взрослых и детей — весьма распространенная и крайне порочная практика во многих аптеках. И не только антибиотики…
Провизор — больному: «Зачем вам врач назначил этот препарат? Он отечественный и совсем не помогает. Моя подруга его принимала, так потом пришлось принимать другой — импортный». Мы сознательно не оглашаем диагнозы и названия лекарств: они могут быть любыми. Естественно, лучшими называются более дорогие.
Планерка в поликлинике. Медицинский представитель фирмы Х безапелляционным и назидательным тоном: «Препараты А, В, С, выпускаемые такими-то фирмами (следуют конкретные названия), применять ни в коем случае не следует, так как они совершенно неэффективны, имеют низкую биодоступность, токсичны, вредны, неудобны, неэстетичны, несимпатичны и т.д. Но вот препарат D нашей фирмы (с таким же действующим веществом и в той же дозировке. — Прим. авт.) гораздо эффективнее, чище, лучше, красивее, вкуснее, приятнее, и назначать нужно только его. Стоимость? Несколько выше. Конкретнее? Раза в полтора-два-три… Но зато эффект выше в несколько раз. Чем это подтверждается? Есть такие наблюдения, но я не готов сейчас сказать, чьи именно и где опубликованы».
Больная — врачу: «Вы мне дорогих препаратов не назначайте, только в пределах десяти-двадцати гривен. Я не в состоянии тратить больше. И анализы только бесплатные». В это время раздается весьма мелодичный звонок сотового телефона Vertu, последнюю модель которого пациентка держит в руках. Не извинившись, она прямо в кабинете врача несколько минут весело щебечет с подругой на отвлеченные темы, отнюдь не связанные со здоровьем. Читателю, вероятно, известно, сколько стоит мобильник этой фирмы.
Врач — пациенту: «Вы принимали препараты А и В? Они в данном случае совершенно неэффективны и потому не оказали лечебного действия. Я назначаю препараты С и D». Доктору, к сожалению, не известно, что это синонимы уже применявшихся, но другой фирмы и с другими названиями. Читателям, надеемся, ясно: эффект от такого лечения если и будет, то только психотерапевтический.
Провизор — больной: «Врач-тера–певт, когда назначал это лекарство, знал о вашей беременности?» — «Нет, он не спрашивал». Комментарии излишни: речь шла о препарате с выраженным эмбриотоксическим и тератогенным действием. Провизор оказался на высоте. Но вот врач…

Мнение пациентов

1. Вполне естественно, что я жду от врача подробного разъяснения сущности и особенностей моей болезни, а также информации об особенностях применения лекарств (какие, в какой дозе, сколько раз в день, до или после еды, длительность курса, побочные явления, совместимость с алкоголем, возможность вождения автомобиля на фоне приема и т.д.). От провизора хочу услышать, какие препараты из назначенных врачом есть в аптеке, в каком ассортименте, чем можно заменить, если тот или иной препарат мне материально не доступен. Естественно, мне хотелось бы лечиться наиболее эффективно, но с возможно наименьшими финансовыми затратами.
2. Подумаешь, много ума нужно — таблетку принять! Разжевал, водярой –запил, чтоб лучше подействовало — и порядок. А лекарства я покупаю самые крутые — фирмОвые и чисто импортные: лечиться дешево — себе дороже. Чтоб я на свое здоровье бабки по-
жалел?!
3. А я по врачам не хожу. Чего зря в очереди сидеть? Свои болезни сама лучше знаю. Пойду в аптеку, подберу, что надо, — по инструкциям из упаковок. Да и аптекарь, может, кое-что подскажет. А то еще у знакомых спрошу или газеты с журналами полистаю. Там часто про разные болезни пишут…

Комментарий провизора:

— Нам иногда нужно доплачивать «за вредные условия труда». Попробуйте объяснить иному посетителю аптеки, что назначать лечение должен врач, а поставить диагноз только по жалобе, например «болит голова», тем более в условиях аптеки, практически невозможно! Или ответить, почему препараты с одинаковыми названиями, но разных фирм-производителей имеют совершенно разную цену. Некоторые пациенты требуют только указанное врачом лекарство и никак не хотят понять, что, например, офор, полимик и тифлокс — это один и тот же препарат, но выпускаемый разными фирмами. А как вам вопрос: «Правильно ли врач назначил мне лечение и чем еще эту болезнь лечат?»

Комментарий высококвали–фицированного медицинского представителя:

— К сожалению, некоторые врачи весьма слабо ориентируются в современных лекарственных препаратах, особенно новых фармакологических групп, которые они не изучали во время учебы в медицинском институте. А читать литературу по специальности и медицинскую периодику далеко не у всех находится время и желание. Представляемую нами информацию кое-кто из врачей игнорирует, предпочитая назначать привычные, но устаревшие, малоэффективные в современных условиях препараты. Многих интересует только цена. Они игнорируют тот непреложный факт, что хорошее лекарство просто не может быть дешевым. Те же из коллег — медицинских представителей, которые, рекламируя среди врачей продукцию своей фирмы, приписывают ей несуществующие достоинства, одновременно огульно «охаивая» препараты, производимые конкурентами, поступают крайне неэтично и просто непорядочно.

Комментарий практического врача (мнение автора):

— Врач обязан разъяснить больному все особенности применения лекарственных препаратов, получив так называемое информированное согласие на лечение. Только в таком случае между ними возможен, как говорят на Западе, достаточный комплайенс — уровень взаимопонимания. Уважающий себя и больного врач всегда в курсе ориентировочной стоимости назначаемых им препаратов, дабы избежать ситуации, когда обескураженный пациент возвращается из аптеки с заявлением о невозможности приобрести столь дорогостоящие лекарства. Достаточно часто встречаются пациенты, явно экономящие на собственном здоровье, которые жалеют деньги на полноценное обследование и лечение, даже при наличии достаточных для этого материальных возможностей. В то время как во всем мире принято в первую очередь вкладывать деньги в охрану собственного здоровья и здоровья своих близких, а потом уже в благосостояние оных.
И конечно же, врач любой специальности перед назначением любого вида лечения обязан исключить (или подтвердить — уж как повезет!) наличие у особы женского пола и соответствующего возраста такого «пустячка», как беременность.
Представители фармацевтических фирм иногда поражают своей бес–церемонностью, безапелляционностью, а подчас — просто малограмотностью. Разговаривая с профессионалами, а большинство врачей таковыми действительно являются, они подчас «вешают лапшу», не владея в достаточной мере представляемым материалом. Но как приятно общаться с истинным специалистом, с которым можно «на равных» обсудить различные особенности фармакотерапии, получить квалифицированный совет, наконец, завязать полезные контакты!
О провизорах. К сожалению, многие из них превратились в заурядных продавцов, мыслящих только о сиюминутной коммерческой выгоде. Это стремление вполне понятно, но пренебрегать этическими и правовыми нормами, отменяя и неоправданно критикуя назначения врачей, как и назначая собственное лечение, абсолютно недопустимо, так как чревато возможными более или менее крупными реальными неприятностями.
В то же время настоящий квалифицированный провизор — полноправный участник лечебного процесса, коллега и единомышленник врача любой специальности, независимо от его стажа. В течение ряда лет, наблюдая в своем учреждении за работой уважаемых провизоров Ларисы Николаевны и Светланы Николаевны, не перестаю удивляться их долготерпению в общении с посетителями аптеки и с нами, многочисленными эскулапами различного пола, возраста и темперамента, высоко ценю отменный профессиональный уровень и чувство такта этих высококлассных специалистов.
Следовательно, решение нашего консилиума однозначно: триумвират союзников, но отнюдь не треугольник конфликтов! К всеобщей пользе.
Впервые опубликовано в журнале «Жіночий лікар», 2015, № 4 (60), с. 62-63  


Повернутися до номеру