Статья опубликована на с. 12-13 (Мир)
Одной из актуальных задач акушерства и педиатрии является потребность в лекарственных средствах (ЛС), которые одновременно с доказанной эффективностью также будут максимально безопасны для беременной женщины и плода, растущего детского организма. Это связано с тем, что высокоэффективные препараты могут обладать эмбриотоксическим и тератогенным эффектами, оказывать негативное влияние на детский организм, иметь ряд противопоказаний, возрастных и других ограничений. В статье представлен обзор клинических исследований комплексного биорегуляционного препарата (КБП) Вибуркол, который широко применяется в акушерской практике и при заболеваниях детского возраста. В научно-клинических исследованиях доказана высокая эффективность препарата Вибуркол, которая в ряде случаев сравнима с таковой других ЛС. Одновременно Вибуркол обладает благоприятным профилем безопасности, хорошо переносится, применяется и у беременных женщин, и у детей с 1-го года жизни [1–3, 5, 7–20].
Важнейшими задачами современного акушерства являются охрана репродуктивного здоровья и снижение перинатальной заболеваемости. Одна из актуальных проблем при решении этих задач — значительные ограничения применения современных ЛС у беременных и рожениц из-за потенциального или доказанного риска эмбриотоксического, тератогенного воздействия на развивающийся эмбрион/плод [1, 2].
В неонатологии и педиатрии в связи с высокой чувствительностью растущего детского организма проблема безопасных ЛС имеет сходный характер: возрастные ограничения, нежелательные побочные эффекты фармакотерапии, плохая переносимость, высокий уровень аллергизации, ряд противопоказаний, невозможность длительного приема, полипрагмазия при полиморбидных состояниях [2, 3].
В связи с этим актуальна оптимизация схем терапии. Например, посредством использования патогенетических подходов и препаратов, которые благодаря другим принципам действия на организм позволят повысить как эффективность, так и профиль безопасности терапии, а также снизить дозы и сократить длительность приема ЛС, которые вызывают нежелательные побочные эффекты и плохо переносятся.
Один из таких подходов, который позволяет решать вышеизложенные задачи, — биорегуляционный. Реализуется он через использование комплексных биорегуляционных препаратов. Ранее в литературе их называли антигомотоксическими препаратами (АГТП). КБП содержат сверхмалые дозы действующих веществ, которые способствуют активации процессов дренажа и детоксикации, восстановлению процессов саморегуляции в организме. Это, в свою очередь, ведет к активизации процессов саногенеза и самовосстановления. Важное свойство КБП — отсутствие фармакокинетики. Это связано с тем, что сверхмалые дозы действующих веществ не метаболизируются, не требуют дополнительных затрат энергии, не накапливаются в организме, а значит, не оказывают фармакологической нагрузки на организм. По сути, это другая фармакология — «фармакология малых/сверхмалых доз» в отличие от «фармакологии больших доз» (при использовании традиционных ЛС). Следует отметить, что эти две фармакологии прекрасно комбинируются и дополняют друг друга при условии своевременного и правильного их сочетания [4–6].
Рассмотрим характеристику КБП Вибуркол (ректальные суппозитории) и результаты клинических исследований в акушерстве и педиатрии, которые демонстрируют его возможности в решении ряда вышеизложенных задач [1–3, 5, 7–20].
КБП Вибуркол состоит из шести растительных и минеральных потенцированных компонентов (в сверхмалых дозах), благодаря которым оказывает комплексное действие: дезинтоксикационное, спазмолитическое, обезболивающее, противовоспалительное, седативное.
Вибуркол в акушерстве
В акушерстве определяющими клиническими эффектами КБП Вибуркол являются [2, 9, 10]:
- повышение порога болевой чувствительности;
- выраженный анальгетический эффект и спазмолитическое действие на шейку матки;
- регулирующее влияние на нейровегетативную систему.
Благодаря комплексному действию показания к применению КБП Вибуркол охватывают широкий спектр заболеваний и состояний в акушерстве:
- угроза выкидыша в І триместре беременности [17, 19];
- подготовка шейки матки к родам или прерыванию беременности на поздних сроках [17];
- профилактика аномалий родовой деятельности [17, 18];
- обезболивание родов [16, 17].
В клиническом исследовании «Антигомотоксическая терапия в профилактике дискоординации родовой деятельности» (Крамарский В.А. и соавт., 2008) приняли участие 52 беременные женщины, входящие в группу риска по развитию дискоординации родовой деятельности. В 1-ю группу вошли 22 женщины, применявшие в конце беременности и во время родов свечи Вибуркол утром и вечером при появлении предвестников боли. При начавшейся родовой деятельности Вибуркол назначали каждые 3–4 ч. Во 2-й группе (30 женщин) использовали традиционные спазмолитики и β-миметики.
В результате нарушение сократительной деятельности матки (НСДМ) в 1-й группе отмечено у 2 (9,1 %) женщин, а во 2-й — у 7 (23,3 %), то есть в 2,5 раза чаще. Оперативное родоразрешение имело место только у женщин из 2-й группы, при этом одной из причин операции было НСДМ — у 4 (13,3 %). Состояние новорожденных при рождении: в 1-й группе оценка по шкале Апгар составила 8,1 ± 0,1 балла, во 2-й — 7,2 ± 0,2 балла. Также во 2-й группе 3 новорожденных подверглись интенсивной терапии в связи с рождением в состоянии гипоксии (оценка по шкале Апгар 5,4 ± 0,1 балла). Был сделан вывод: у беременных группы риска по развитию дискоординации родовой деятельности применение КБП Вибуркол приводит к достоверному уменьшению НСДМ, снижению оперативной активности и улучшению состояния новорожденных [18].
Актуальная работа выполнена на кафедре акушерства и гинекологии лечебного факультета Московского медицинского стоматологического института — «Эффективность гомеопатических свечей Вибуркол при обезболивании родов» (Тираспольский И.В. и соавт., 1998). В исследование было включено 40 рожениц в возрасте от 18 до 35 лет в сроке беременности от 33-й до 41-й недели. Из них 20 составили основную и 20 — контрольную группу. С целью обезболивания роженицы основной группы получали ректальные свечи Вибуркол каждые 2–3 ч в зависимости от интенсивности болевых ощущений на протяжении всего І и в начале ІІ периода родов до появления потуг. Роженицы контрольной группы получали традиционные спазмолитические и обезболивающие ЛС в І период родов. Анальгетический эффект отметили все пациентки основной (100 %) и 11 — контрольной (55 %) группы. Седативный эффект наблюдался у 12 пациенток в основной (60 %) и ни у одной — в контрольной группе (0 %). Объективно отмечалась нормализация беспокойного поведения всех рожениц в основной и 3 — в контрольной группе. Побочные рефлекторные реакции в виде тошноты и рвоты отсутствовали в основной и наблюдались у 2 женщин в контрольной группе. Авторы отметили, что КБП Вибуркол соответствует всем современным требованиям, предъявляемым к анальгетикам в родах: оказывает анальгетическое и транквилизирующее действие, устраняет побочные рефлекторные реакции, не обладает отрицательным влиянием на сократительную деятельность матки и внутриутробное состояние плода. Это является основанием для внедрения свечей Вибуркол в широкую клиническую практику с целью обезболивания родов [16].
Подтверждением достоверности высокой эффективности биорегуляционного подхода в целом и КБП Вибуркол в частности при лечении распространенных заболеваний и состояний, требующих коррекции в акушерстве, является включение КБП в методические рекомендации, утвержденные МЗ Украины. Например, целесообразность применения свечей Вибуркол обоснована в методических рекомендациях «Применение гомеопатического метода в акушерстве» под редакцией проф., д-ра мед. наук И.Б. Манухина и соавт. (1998). В данной работе представлены научно обоснованные рекомендации по применению КБП/АГТП, в том числе препарата Вибуркол, при угрозе выкидыша в первом триместре беременности, для подготовки шейки матки к родам, прерыванию беременности на поздних сроках, для профилактики аномалий родовой деятельности и обезболивания родов [17].
Вибуркол в педиатрии
Биорегуляционная особенность препарата Вибуркол — «умная коррекция» повышенной температуры тела при лихорадке. Он не является прямым жаропонижающим ЛС и не сбивает высокую температуру. Его комплексное действие при лихорадке базируется на активации защитных механизмов организма и дезинтоксикации. Это способствует биологически целесообразному (по мере необходимости) снижению повышенной температуры тела при поддержании ее на оптимальном уровне и сохранении эффективной борьбы иммунной системы с вирусной инфекцией (синтез интерферона, активация фагоцитоза, выведение токсинов и др.) [2, 7, 8].
Благодаря комплексному действию показания к применению КБП Вибуркол охватывают широкий спектр заболеваний и состояний в педиатрии (показан с 1-го года жизни):
- воспалительные процессы различной локализации, в том числе боль при отитах, прорезывании зубов [12];
- инфекционные заболевания: острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), грипп, острые заболевания верхних дыхательных путей, детские инфекционные заболевания (ветряная оспа, корь, краснуха и др.) [2, 8, 11–14];
- инфекционно-воспалительные процессы внутренних органов;
- спастические состояния (кишечные колики и др.) [15];
- нервное возбуждение, беспокойство [2, 7, 15];
- состояние судорожной готовности.
В многоцентровом проспективном контролируемом когортном исследовании (Мюллер-Крампе Б. и соавт., 2002, Германия) сравнивалась эффективность и переносимость препаратов Вибуркол и парацетамол при лечении острых лихорадочных состояний у детей. В исследовании приняли участие 767 пациентов, основная группа (n = 361) получала Вибуркол, контрольная (n = 406) — парацетамол. Опасность применения парацетамола связана с узким диапазоном между терапевтической и токсической дозами. В связи с безрецептурным статусом парацетамола существует высокий риск его передозировки при самолечении, что может вызвать тяжелые побочные эффекты (высокая гепато- и нефротоксичность). Поэтому для сравнения был выбран Вибуркол как «препарат, поддерживающий потенциал излечения организма», способствующий устранению специфической симптоматики и интоксикации, в отличие от «изолированного и агрессивного снижения температуры» нестероидными противовоспалительными средствами. В результате лечения в обеих группах наблюдалось выраженное улучшение по клиническим параметрам. Сделан вывод, что Вибуркол является надежным, эффективным и безопасным ЛС для лечения заболеваний, сопровождающихся лихорадкой, у детей. При этом он обладает сравнимым с парацетамолом терапевтическим потенциалом, и при его применении нет опасности развития побочных действий, характерных для парацетамола [7].
На базе НМУ им. А.А. Богомольца зав. кафедрой детских болезней, главным инфекционистом МЗ Украины, д.м.н., проф. С.О. Крамаревым и соавт. (2006) были разработаны методические рекомендации МЗ Украины «Альтернативные методы лечения и профилактики гриппа и ОРВИ у детей». В них авторы подробно останавливаются на биорегуляционном подходе к лечению ОРВИ и гриппа, дают развернутое описание действия, показаний и преимуществ препарата Вибуркол и других КБП (иммунокорригирующих, противовоспалительных, дренажных, органотропных). Также представлены схемы лечения и профилактики с применением этих препаратов при ОРВИ и гриппе, гипертермическом синдроме (при парагриппе), ринофарингоконъюнктивальной лихорадке (при аденовирусной инфекции) [8].
Немецкий врач У. Веммер, базируясь на многолетнем опыте использования КБП, описывает в своих публикациях схемы лечения кори, ветряной оспы, краснухи, скарлатины с помощью КБП — иммунокорригирующих, противовирусных, лимфодренажных, дезинтоксикационных, среди которых Вибуркол. Данный КБП используется, когда необходимы быстрое устранение интоксикационного синдрома и беспокойства, контроль и оптимизация температурной реакции с сохранением высокой активности противовирусной защиты организма [11–14].
Часто в педиатрической практике, особенно у детей младшего возраста, встречается такой симптом, как беспокойство, при этом не всегда удается выяснить его причину. Такие проявления, как плач, повышенная нервная возбудимость, проблемное засыпание, тревожный сон, — лишь симптомы основного заболевания, например отита среднего уха, бронхита, фарингита, инфекции мочевыводящих путей, невралгии, спазма желудка и кишечника и др.
Состоянию беспокойства у детей с повышением температуры или без него было посвящено клиническое исследование, проведенное в Германии (Готтвальд Р., Вайзер М., 2000). В нем оценивали терапевтическую эффективность и переносимость препарата Вибуркол у 321 ребенка преимущественно раннего возраста с различными заболеваниями. В анамнезе в основном отмечались инфекционные заболевания верхних дыхательных путей, общая нервозность, жалобы на зубную боль и боли в области живота. Терапевтическая эффективность лечения определялась по длительности периода до первого значительного ослабления симптомов. У большинства пациентов это происходило в первые 7 дней лечения. Терапевтическая эффективность препарата Вибуркол была оценена врачами как хорошая или очень хорошая более чем в 90 % случаев. Переносимость же в 90 % случаев — как очень хорошая и в 7 % случаев — как хорошая [15].
Внимания заслуживает и клинический опыт доктора Л. Штрауса по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в раннем и дошкольном возрасте (ЮАР, Эденвейл, 2010). Рассматривая патогенез и этиологию СДВГ, он делал акцент на дисбалансе уровня серотонина и дофамина (как правило, у этих детей понижен уровень серотонина), а также на пренатальной нейроинтоксикации как основных факторах развития данной патологии. Основу терапии СДВГ в его рекомендациях составляет биорегуляционный подход с использованием КБП — дренажных, биокатализаторов и др. При вспышках гнева у ребенка, раздражении, нарушениях сна в схему лечения включается Вибуркол [20].
Таким образом, Вибуркол — КБП с доказанной эффективностью, широким спектром показаний, благоприятным профилем безопасности. Он хорошо сочетается с другими ЛС, а его включение в схемы лечения позволяет существенно улучшить качество, эффективность и безопасность как в акушерской, так и в педиатрической практике [1–3, 5, 7–20].