Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Здоровье ребенка» Том 13, №8, 2018

Вернуться к номеру

Функциональные расстройства пищеварительного тракта у детей: некоторые аспекты коррекции

Авторы: Кривуша Е.Л., Петренко Л.Л.
ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины», г. Днепр, Украина

Рубрики: Педиатрия/Неонатология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати


Резюме

У статті представлені основні патогенетичні особливості розвитку функціональних розладів травного тракту в дітей раннього віку, а також критерії діагностики. Надана загальна характеристика найбільш вивченого у світі пробіотичного штаму Lactobacillus rhamnosus GG, а також представлені докази позитивного впливу бактерії на макроорганізм. Описано фармацевтичні особливості нового пробіотика на ринку України — Актив Флора бебі.

В статье представлены основные патогенетические особенности развития функциональных расстройств пищеварительного тракта у детей раннего возраста, а также критерии диагностики. Дана общая характеристика наиболее изученного в мире пробиотического штамма Lactobacillus rhamnosus GG, а также представлены доказательства положительного влияния бактерии на макроорганизм. Описаны фармацевтические особенности нового пробиотика на рынке Украины — Актив Флора беби.

The article presents the main pathogenetic features of the development of functional disorders of the digestive tract in young children, as well as diagnostic criteria. A general description of Lactobacillus rhamnosus GG, the most studied probiotic strain in the world, is given, and the evidence of proven positive effects of bacteria on the macroorganism are presented. Pharmaceutical features of Active Flora baby, a new probiotic on the Ukrainian market, are described.


Ключевые слова

функціональні розлади; травний тракт; діти; пробіотик; Lactobacillus rhamnosus GG

функциональные расстройства; пищеварительный тракт; дети; пробиотик; Lactobacillus rhamnosus GG

functional disorders; digestive tract; children; probiotic; Lactobacillus rhamnosus GG

Функциональные расстройства (ФР) пищеварительного тракта являются одной из наиболее распространенных проблем у детей [1, 2]. По мере взросления ребенка меняется характер и симптомы ФР: к примеру, от срыгивания у детей до 1 года и циклической рвоты у детей 3–8 лет до абдоминальных болей и диспепсии у детей старше 8 лет [3, 4]. Это связано с анатомо-физиологическими особенностями развития пищеварительного тракта, нарастающими физическими и психоэмоциональными нагрузками, частой сочетанной патологией, а также с нарушениями режима вскармливания младенцев и режима/характера питания у старших детей [1].

Согласно Римским критериям, у детей выделены две группы ФР пищеварительного тракта: G и H (табл. 1). К группе G относят функциональные нарушения пищеварительного тракта у новорожденных и детей раннего возраста, а к группе H — функциональные нарушения у детей и подростков [5]. Преимущественный симптом ФР позволяет установить диагноз и определить подходы к терапии. Одно из ведущих мест в структуре ФР пищеварительного тракта у детей раннего возраста занимают младенческие колики (метеоризм и схваткообразные боли в животе) [6, 7]. Наиболее часто среди детей и подростков выявляются следующие ФР пищеварительного тракта: абдоминальная боль (25–40 %), функциональная диспепсия (до 27 %), синдром раздраженного кишечника (до 45 % детей) и функциональный запор (до 25 % случаев). Остальные расстройства (рвота и аэрофагия, абдоминальная мигрень, недержание стула) наблюдаются значительно реже [7].

Частота колик у младенцев составляет, по разным данным, от 20 до 70 % [3, 5, 7, 8]. Принято считать диагностическими критериями младенческих колик следующее сочетание симптомов: внезапное появление приступа плача и двигательного беспокойства в течение 2–3 часов в сутки, повторяющегося несколько раз в неделю на протяжении месяца и более [2]. Как правило, колики появляются с 2–3-недельного возраста и заканчиваются к 3–4 месяцам без последствий, самостоятельно. Учитывая анатомо-физиологические особенности новорожденных, можно утверждать, что колики у младенцев являются функциональным нарушением пищеварительного тракта и их можно считать условно-физиологическим состоянием в период адаптации и созревания пищеварительного тракта ребенка грудного возраста, сопровождающимся нарушением состояния и самочувствия. Наиболее значимую роль в патогенезе развития кишечных колик у детей раннего возраста имеют ферментативная недостаточность и формирование биоценоза кишечника [2].

Особенностями ФР пищеварительного тракта у детей младшей возрастной группы являются неспецифичность жалоб, которые может предъявить маленький пациент, невозможность установления точной локализации боли у детей младшего возраста [3]. Абдоминальная боль — самая частая, пугающая из жалоб у детей при ФР пищеварительного тракта, но неспецифичная. Она заставляет пациентов и их родителей обращаться за врачебной помощью. 10–15 % детей, не имеющих каких-либо органических заболеваний, предъявляют жалобы на периодические боли в животе, т.е. имеют ФР пищеварительного тракта, хотя боли в животе у ребенка в 90 % случаев являются функциональными [3, 7].

Таким образом, при ФР пищеварительного тракта может изменяться моторная функция, переваривание и всасывание пищевых веществ, а также состав кишечной микрофлоры и активность иммунной системы [3, 9]. Дисбаланс кишечной микрофлоры, обусловленный несовершенством формирования микробиоценоза у детей раннего возраста, ферментативной, иммунной и двигательной незрелостью кишечника, может трансформироваться в патологическое состояние, утяжеляющее основное заболевание, на фоне которого оно возникло [7]. Именно поэтому своевременная коррекция дисбиоза кишечника при ФР пищеварительного тракта является одним из инструментов профилактики трансформации ФР в органические заболевания пищеварительного тракта.

Согласно определению ВОЗ, пробиотики — это живые микроорганизмы, приносящие пользу хозяину при введении в адекватных количествах [9]. Как пробиотики чаще всего используются виды Lactobacillus и Bifidobacterium, но также эту роль играют и дрожжи Saccharomyces boulardii, и некоторые виды E.coli и Bacillus [2]. Пробиотики оказывают на макроорганизм как иммунологические эффекты (активируют локальные макрофаги, повышая презентацию антигена В лимфоцитам и продукцию секреторного иммуноглобулина А (IgA) как местно, так и системно; модулируют цитокиновый профиль; вызывают толерантность к пищевым антигенам), так и неиммунологические (способствуют пищеварению и конкурируют за питательные вещества с патогенами; изменяют местное pH для создания неблагоприятной местной окружающей среды для патогенов; вырабатывают бактериоцины для ингибирования патогенов; уничтожают супероксидные радикалы; стимулируют эпителиальную продукцию муцина; усиливают кишечную барьерную функцию; конкурируют с патогенами за адгезию; модифицируют исходящие из патогенов токсины) [9].

Lactobacillus rhamnosus (LGG) — вид грамположительных анаэробных неспорообразующих бактерий. У детей данный пробиотический штамм используется для лечения острого гастроэнтероколита, профилактики антибиотик-ассоциированной диареи, профилактики внутрибольничной диареи, инфекций у детей, посещающих детские сады, функциональных гастроэнтерологических расстройств, связанных с абдоминальной болью [2].

Эффективность пробиотиков, содержащих LGG, у детей с ФР пищеварительного тракта доказана в многочисленных исследованиях.

При проведении метаанализа по оценке влияния LGG на лечение ФР пищеварительного тракта у детей, связанных с болями в животе, были получены результаты, свидетельствующие о том, что по сравнению с плацебо пробиотик с LGG был связан со значительно более высокой частотой полной регрессии абдоминальной боли или ее снижения у детей с ФР (определяемых как отсутствие боли или уменьшение интенсивности боли) в общей популяции с функциональными желудочно-кишечными расстройствами, связанными с болью в животе, и в подгруппе синдрома раздраженного кишечника (СРК). То есть использование LGG умеренно повышает эффективность лечения у детей с функциональными желудочно-кишечными расстройствами, связанными с болями в животе, особенно у детей с СРК [10].

Влияние раннего назначения пребиотических и пробиотических препаратов на самочувствие недоношенных детей (гестационный возраст 32–36 недель и масса тела при рождении > 1500 г) оценивалась в исследовании A. Pärtty и соавт. Дети были разделены на 2 группы — назначались или пробиотики (LGG), или плацебо в течение первых 2 месяцев жизни. Период наблюдения составлял 1 год. В ходе оценки результатов установлено, что раннее введение пребиотиков и пробиотиков может облегчить симптомы, связанные с плачем и беспокойством, у недоношенных детей: чрезмерная раздраженность значительно реже наблюдалась в пробиотической группе, чем в группе плацебо (19 против 47 % соответственно, P = 0,02) [11].

LGG у недоношенных детей с низкой массой тела снижает риск колонизации Candida. В группе приема LGG колонизация Candida была почти на 50 % меньше, чем в группе плацебо (23,1 против 48,8 %). LGG оказался наиболее эффективным у недоношенных детей с массой тела 1001–1500 г [12].

По данным итальянских исследователей, LGG значительно снижает частоту и тяжесть боли в животе у детей с ФР пищеварительного тракта, в частности у детей с синдромом раздраженного кишечника. Прием пробиотика с LGG коррелировал со значительным снижением как частоты (P < 0,01), так и тяжести (P < 0,01) болей в животе. Эти различия все еще были значительными на 12-й неделе наблюдения и в конце наблюдения (P < 0,03). Также детям при поступлении и в конце наблюдения был проведен тест кишечной проницаемости. При поступлении 59 % детей имели аномальные результаты теста кишечной проницаемости. Впоследствии в группе приема Lactobacillus rhamnosus GG было зафиксировано значительное снижение числа пациентов с аномальными результатами теста (P < 0,03) [13].

На фармацевтическом рынке Украины появился новый пробиотик Актив Флора беби, в состав которого входит Lactobacillus rhamnosus GG в дозе 1 млрд бактерий в 1 капле. Несомненным преимуществом данного препарата является то, что он разрешен к применению у детей с первых дней жизни (с 0 дней), в том числе у недоношенных и детей с низкой массой тела. Препарат не содержит аллергенные вещества, такие как молочный белок, лактоза, сахароза, не содержит глютена.

Это первый пробиотик на рынке Украины, который содержит оливковое масло, профиль жирных кислот которого идентичен профилю жирных кислот грудного молока.

Оливковое масло должно первым включаться в прикорм, потому что оно:

— содержит такой же процент жирных кислот, как и грудное молоко;

— усваивается организмом маленького ребенка лучше всех других растительных масел;

— благотворно влияет на прочность костей ребенка;

— богато липопротеидами высокой плотности, которые принимают участие в синтезе стероидных гормонов, входят в мембрану клеток;

— содержит ненасыщенные жирные кислоты, которые очень нужны растущему организму: обладают антиоксидантным действием, оказывают противовоспалительное действие, снижают риск некоторых раковых заболеваний.

Актив Флора беби выпускается в виде оральных капель. Рекомендуемая суточная доза для новорожденных и детей в возрасте до 3 лет — 1 капля в сутки во время еды. Такая дозировка препарата является экономически выгодной: поскольку применяется только 1 капля препарата в сутки, одного флакона достаточно для курса лечения не одному ребенку. Детям в возрасте от 3 до 12 лет рекомендуется суточная доза 6 капель, детям старше 12 лет и взрослым — 12 капель в сутки.

Конфликт интересов. Не заявлен.


Список литературы

1. Беляева И.А., Яцык Г.В., Боровик Т.Э., Скворцова В.А. Комплексные подходы к реабилитации детей с дисфункциями желудочно-кишечного тракта // Вопр. совр. пед. — 2006. — 5 (3). — 109-113.

2. Бельмер С.В., Печкуров Д.В. Римский консенсус IV: современный взгляд на функциональные расстройства органов пищеварения // Вопросы детской диетологии. — 2016. — 5. — 42-49.

3. Печкуров Д.В., Горелов А.В. Синдром диспепсии у детей, дифференциальный диагноз, дифференцированный подход к лечению // РМЖ. — 2012. — 17. — 1228-1232.

4. Фролькис А.В. Функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта. — Л.: Медицина, 1991. — 224 с.

5. Drossman D.A. Functional Gastrointestinal Disorders: History, Pathophysiology, Clinical Features and Rome IV // Gastroenterology. — 2016. — Feb 19. pii: S0016 — 5085(16)00223

6. Paradise J.L. Maternal and other factors in the etiology of infantile colic // JAMA. — 1996. — 197. —123-31.

7. Яблокова Е.А., Горелов А.В. Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта у детей: диагностика и возможности спазмолитической терапии // РМЖ. — 2015. — № 21. — С. 1263-1267.

8. Захарова И.Н. Срыгивание и рвота у детей: что делать? // Consilium medicum. Педиатрия. — 2009. — № 3. — С. 16.

9. Глобальные практические рекомендации Всемирной гастроэнтерологической организации. Пробиотики и пребиотики. WGO Global Guideline. http://www.worldgastroenterology. org/UserFiles /file/guidelines/probiotics-and-prebiotics-russian-2017.pdf

10. Horvath A. Meta-analysis: Lactobacillus rhamnosus GG for abdominal pain-related functional gastrointestinal disorders in childhood / Horvath A., Dziechciarz P., Szajewska H. // Aliment. Pharmacol. Ther. — 2011. — 33 (12). — 1302-10. doi: 10.1111/j.1365-2036.2011.04665.x.

11. Pärtty A. Effects of early prebiotic and probiotic supplementation on development of gut microbiota and fussing and crying in preterminfants: a randomized, double-blind, placebo-controlled trial / Pärtty A., Luoto R., Kalliomäki M., Salminen S., Isolauri E. // J. Pediatr. — 2013. — 163 (5). — 1272-7.e1-2. doi: 10.1016/j.jpeds.2013.05.035.

12. Manzoni P. Oral supplementation with Lactobacillus casei subspecies rhamnosus prevents enteric colonization by Candida species in preterm neonates: a randomized study / Manzoni P., Mostert M., Leonessa M.L., Priolo C., Farina D., Monetti C., Latino M.A., Gomirato G. // Clin. Infect. Dis. — 2006. — 42 (12). — 1735-42. doi: 10.1086/504324.

13. Francavilla R. A randomized controlled trial of Lactobacillus GG in children with functional abdominal pain / Francavilla R., Miniello V., Magistà A.M., De Canio A., Bucci N., Gagliardi F., Lionetti E., Castellaneta S., Polimeno L., Peccarisi L., Indrio F., Cavallo L. // Pediatrics. — 2010. — 126 (6). — e1445-52. doi: 10.1542/peds.2010-0467.


Вернуться к номеру