Газета «Новости медицины и фармации» №7 (694), 2019
Вернуться к номеру
Оптимизация терапии острых респираторно-вирусных инфекций верхних дыхательных путей у детей и взрослых
Авторы: Безшапочный С.Б., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой оториноларингологии ВГУЗУ «Украинская медицинская стоматологическая академия», академик Международной академии оториноларингологии, заслуженный деятель науки и техники Украины, главный ринолог Украины, г. Полтава, Украина
Гичак И.С. ВГУЗУ «Украинская медицинская стоматологическая академия», г. Полтава, Украина
Рубрики: Оториноларингология
Версия для печати
Эксперты ВОЗ утверждают, что с каждым годом увеличивается заболеваемость острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ) — группой наиболее распространенных инфекционных заболеваний, которые поражают дыхательные пути как взрослых, так и детей. Этот факт, скорее всего, связан с ростом урбанизации, повышением межконтинентальных миграций, воздушно-капельным путем передачи, высокой восприимчивостью к возбудителям всех слоев населения. Известно, что в Украине ежегодно регистрируется 10–14 млн заболевших ОРВИ [1]. В среднем взрослый человек болеет за год 2–4 раза, ребенок — 6–9 раз [2].
Согласно доказательной медицине, на сегодняшний день лекарство с прямым противовирусным действием разработано только для вируса гриппа. Так, в США с этой целью используются 5 зарегистрированных противовирусных препаратов, 3 из которых рекомендованы Управлением санитарного наблюдения за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), а именно: озельтамивир для перорального приема, зинамивир — порошок для ингаляций, перамивир — для внутривенного введения. Эти противовирусные препараты относятся к ингибиторам нейраминидазы и активны только в отношении вирусов гриппа группы А и В, в то время как группа адамантанов (амантадин и римантадин) активна только против группы А. На основании данных вирусологического исследования, полученных на протяжении последних сезонов гриппа, большая часть вирусов гриппа А (H2N2) резистентна к адамантанам (но чувствительна к ингибиторам нейраминидазы), а также значительная часть вирусов гриппа А (H1N1) нечувствительна к озельтамивиру (но поддается лечению занамивиром и адамантанами) [3, 4]. Однако известно, что кроме вируса гриппа возбудителями ОРВИ являются до 200 штаммов вирусов.
В практике отоларинголога наиболее часто вирусные инфекции проявляются острыми риносинуситами, тонзиллофарингитами, ларинготрахеитами. 60–65 % амбулаторных пациентов обращаются к лор-врачам по поводу острых риносинуситов, которые занимают первое место в структуре всех лор-заболеваний. Наиболее частыми их возбудителями являются риновирусы и коронавирусы (поражают слизистую оболочку носа), реовирусы поражают слизистую носа и глотки, вирусы парагриппа — гортань, вирусы гриппа — трахею, аденовирусы — лимфоидную ткань глотки и конъюнктивы.
К сожалению, разнообразие возбудителей, отсутствие перекрестного иммунитета к вирусам, постоянно мутирующий их антигенный состав, высокая аллергизация населения, а также наличие сопутствующей соматической патологии обусловливают четкую необходимость поиска методов лечения и неспецифической профилактики этих инфекций.
Перспективным направлением лечения на сегодняшний день является применение индукторов синтеза эндогенного интерферона (ИФН). Известно, что течение и исход вирусных инфекций во многом зависят от способности системы интерферона быстро реагировать на внедрение возбудителя [5]. Экспериментально доказано, что анти-ИФН-g повышают экспрессию ИФН-g, ИФН-a/b, а также сопряженных с ними интерлейкинов (ИЛ-2, -4, -10 и др.), улучшают лиганд-рецепторную взаимосвязь, восстанавливают цитокиновый статус; нормализуют концентрацию и функциональную активность естественных антител к ИФН-g, участвуют в противовирусном ответе и стимулируют интерферонзависимые биологические процессы, активизируя смешанный Th1- и Th2-опосредованный иммунный ответ [6–8, 9].
Одним из важных и наиболее хорошо изученных медиаторов воспаления является гистамин, который выступает посредником между воспалительным фактором и сосудистой реакцией, вызывая стимуляцию гистаминорецепторов, что, в свою очередь, приводит к местной вазодилатации, повышению проницаемости сосудистых стенок, транссудации плазмы крови (вызывая ринорею) и раздражению ирритантных рецепторов (чихание, кашель) [10]. С целью нивелирования подобного негативного действия применяются антитела к гистамину, которые модифицируют гистаминзависимую активацию центральных и периферических Н1-рецепторов и таким образом снижают проявления неприятных симптомов, выраженность сопутствующих инфекционному процессу аллергических реакций за счет угнетения высвобождения гистамина из тучных клеток, продукции лейкотриенов, синтеза молекул адгезии, снижения хемотаксиса эозинофилов и агрегации тромбоцитов [9].
Известно, что CD4-клетки, в том числе антигенпрезентирующие и Т-хелперы (Th1 и Th2), играют ключевую роль в противовирусном иммунном ответе [11]. Анти–тела к CD4, являясь аллостерическими модуляторами этого рецептора, регулируют функциональную активность CD4-лимфоцитов, тем самым нормализуя соотношение CD4/CD8 и субпопуляционного состава иммунокомпетентных клеток (СD3, CD4, CD8, CD16, CD20).
Эргоферон — препарат с комбинированным действием, который в своем составе объединяет антитела к важным эндогенным регуляторам: гамма-интерферону человека (анти-ИНФ-g), гистамину (анти-Н) и CD4.
☼ Таким образом, Эргоферон обладает комплексным действием за счет усиленных противо–вирусного, противо–воспалительного, антигистаминного эффектов.
Этот препарат применяется для лечения заболеваний дыхательных путей у взрослых и детей в Украине с 2013 года и активно изучался учеными [11–20]. Его доказательная база подтверждена рандомизированными клиническими исследованиями, которые соответствуют всем основным принципам доказательной медицины [12, 13].
В исследованиях, проведенных на базе университета имени А.А. Богомольца (2014), определяли уровень иммуноглобулинов в образцах слюны, и было доказано, что у детей с ОРВИ препарат Эргоферон проявлял иммуномодулирующие свойства, а именно способствовал увеличению выработки секреторного иммуноглобулина А, альфа-, гамма-интерферонов при пониженном исходящем уровне продукции [14]. Эргоферон через 3 дня терапии устраняет симптомы со стороны горла и носа с восстановлением местного иммунитета (рис. 1).
В клинических исследованиях, проведенных на базе 8 медицинских центров, было доказано, что при использовании Эргоферона пациенты реже применяли жаропонижающие препараты с целью облегчения выраженности симптомов ОРВИ начиная с первого дня лечения. Анализ температурной реакции показал, что у пациентов с длительностью течения ОРВИ не больше 48 часов отмечалась более низкая (на 5 %) частота приема жаропонижающих средств, чем в группе плацебо, уже с первых суток. В подвыборке пациентов с манифестацией заболевания не больше 24 часов разница с группой плацебо была еще выше (антипиретики использовали 47 % принимающих Эрго–ферон и 65 % принимающих плацебо). Кроме того, эффективность терапии –Эргофероном проявлялась в купировании основных катаральных и общеинтоксикационных проявлений ОРВИ в более короткие сроки у большего процента больных, чем в группе плацебо. Отчетливый клинический эффект препарата был отмечен также в отношении астенических проявлений (слабость, недомогание, сонливость) и симптомов со стороны верхних дыхательных путей (заложенность и выделения из носа, чихание) [11] (рис. 2).
В 2011–2014 годах было проведено многоцентровое открытое рандомизированное контролируемое исследование на базе 12 медицинских учреждений. Для участия в нем было отобрано 156 пациентов, у которых с помощью теста определили позитивные антигены к вирусу гриппа А или В. Больные были рандомизированы на группы, получающие –Эргоферон или озельтамивир. В результате исследований было доказано, что эффективность этих двух препаратов сопоставима для взрослых амбулаторных больных по следующим показателям: средняя температура тела; оценка степени тяжести неспецифических и респираторных симптомов; время регрессии симптомов гриппа; использование антипиретиков и нестероидных противовоспалительных препаратов; изменение качества жизни пациентов; процент ухудшений и осложнений, которые предполагали назначение антибактериальной терапии [15]. Эффективность Эргоферона в лечении гриппа сопоставима с озельтамивиром (рис. 3, 4).
В 2017 году опубликованы результаты обширного исследования под названием «Эрмитаж», которое проводилось с участием врачей общей практики из Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии, Монголии, Таджикистана и Узбекистана. В исследование были включены 8411 детей и взрослых, принимающих Эргоферон, в том числе и при позднем начале лечения, а также пациенты с отягощенным аллергологическим анамнезом. В результате был сделан вывод, что применение препарата эффективно при любых сроках начала терапии независимо от возраста пациентов, в том числе у лиц с аллергией [16]. Эргоферон после второго дня лечения нормализует температуру тела у 78 % пациентов, а также устраняет боль/першение в горле у 42 % (рис. 5, 6).
Была также изучена безопасность и эффективность применения Эргоферона у пациентов с сопутствующей бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких. В рандомизированном клиническом исследовании было доказано, что у принимающих Эрго–ферон пациентов на 1–2-е сутки приема препарата купировался интоксикационный синдром и уменьшалось количество выделений. Доказано, что лечение Эргофероном также предупреждало развитие бактериальных осложнений, требующих применения антибиотиков (78 % больных в ходе лечения не требовалось назначение дополнительной антибактериальной терапии) [17].
В открытом проспективном рандомизированном исследовании изучалась профилактическая и лечебная эффективность Эргоферона при ОРВИ у пациентов с различными формами туберкулеза легких. Было доказано, что применение Эргоферона способствовало уменьшению частоты развития эпизодов инфекции в стационаре, сокращению продолжительности эпизода ОРВИ и снижению риска развития осложнений [19, 20]. С учетом благоприятного профиля переносимости Эргоферона и отсутствия гепатотоксичности безопасность его применения также исследовалась и была доказана при лечении ОРВИ у пациентов онкологического профиля, в том числе находящихся в процессе химиотерапии [18, 19].
☼ Таким образом, анализируя данные приведенных выше исследований по применению комплексного препарата Эргоферон в лечении острых риносинуситов, тонзиллофарингитов, ларинготрахеитов у пациентов различных возрастных групп и учитывая также наличие сопутствующей соматической патологии, отягощенный аллерго–логический анамнез, можно говорить об эффективности и безопасности применения препарата Эргоферон для нормализации иммунного гомеостаза, устранения ухудшающих качество жизни катаральных симптомов, что приводит к сокращению сроков лечения и предотвращению развития бактериальной инфекции у взрослых и детей.