Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkrainePediatricGlobal

UkrainePediatricGlobal

Журнал «Здоровье ребенка» 2(11) 2008

Вернуться к номеру

Детская инвалидность и инвалидность с детства как медико-социальная проблема

Авторы: Л.В. Ващенко, А.А. Равлинко, О.Ф. Рубашная, Л.П. Бадогина, Н.И. Абатурова, П.Н. Попов, Днепропетровская государственная медицинская академия, Областная детская клиническая больница

Рубрики: Педиатрия/Неонатология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати

Завтра, как и сегодня, человек в медицинском халате будет помогать спасать жизнь страждущему, кто бы он ни был — друг или недруг, правый или виноватый, ребенок или взрослый, а жизнь врача останется такой же, как и сегодня — трудной, тревожной, героической и возвышенной.
А. Труссо, 1874 г.

Детская инвалидность — одна из острейших медико-социальных проблем современного общества. По данным экспертов ВОЗ [1, 2], количество детей в возрасте до 16 лет с ограничением жизненных и социальных функций составляет около 10 % населения земного шара, т.е. более 120 млн [1, 6].

Уровень инвалидности наряду с показателями младенческой смертности, заболеваемости, физического развития и медико-демографическими процессами является базовым индикатором состояния здоровья детского населения, отображая уровень экономического и социального благополучия страны.

Проблема детской инвалидности начала формироваться как самостоятельная и многоплановая лишь в последние годы, хотя статус ребенка-инвалида впервые был введен в СССР в 1979 году [3].

Во многих странах Европы термин «инвалид» не употребляется. В терминологии ВОЗ принят термин «дезабильные лица», т.е. индивиды, которые имеют то или иное ограничение жизненных функций. Инвалиды — это часть дезабильных лиц с наиболее выраженными ограничениями [4]. В 1988 году была создана Международная статистическая база данных учета дезабильных лиц (Inernational Disabiliti Statistics Base). В нее вошли данные из 55 стран мира. Страны СНГ своих данных не подавали. С 1992 года показатели по отдельным заболеваниям учитываются и разрабатываются отдельно для детского и взрослого населения. С этого времени получили распространенность термины «дети-инвалиды» и «детская инвалидность» [3, 5].

Нами совместно с организационно-методическим отделом ОДКБ и МСЭК Днепропетровской области проведен анализ детской инвалидности и инвалидности с детства за 11 лет (1997–2007 гг. — табл. 1, 2).

Согласно приказам МЗ, Министерства труда и социальной политики Украины (№ 454/471/516) инвалидом признается ребенок до 16 лет [6], а с января 2005 г. (письмо МЗ Украины от 01.03.2005 г.) — в возрасте до 18 лет. Поэтому анализ инвалидности детей проводился с учетом указанных изменений.

Количество детей-инвалидов (в возрасте до 16 лет) уменьшилось с 1997 по 2004 гг. с 10 115 до 8736. Но за этот период уменьшилось также и количество детского населения — с 778 700 до 551 656 детей (дефицит 227 044 ребенка). Поэтому интенсивный показатель общей детской инвалидности увеличился с 130,2 в 1997 году до 156,36 в 2004 году.

Темп прироста инвалидности за эти 8 лет составил 20,09 % по области и 23,92 % по Украине [1, 6].

На конец 2006 года в области насчитывалось 11 554 ребенка-инвалида, что составило 6,87 % от общеукраинского показателя. К концу 2007 года показатель детской инвалидности достиг 192,0 на 10 000 детей (+11,3 % в сравнении с 2005 г.). За этот период детское население уменьшилось на 45 121 ребенка (–7,1 %), а количество детей-инвалидов увеличилось на 374 (+3,4 %). Частично это может быть объяснено и улучшением качества ранней диагностики.

Причины, формирующие детскую инвалидность, коренным образом отличались от таковых у взрослого населения. Современный уровень развития медицины позволяет сохранить жизнь глубоко недоношенным, травмированным в родах детям и детям с врожденными пороками развития, которые впоследствии и становятся основным контингентом, формирующим детскую инвалидность. По данным многофакторного анализа, ведущими причинами, определяющими инвалидность в детстве, явились тяжесть патологии, характер течения заболевания, отсутствие медицинской реабилитации и ранний возраст возникновения болезни [4].

В структуре причин инвалидности детского населения в 2004 году (табл. 3) лидирующие позиции продолжали занимать болезни нервной системы, врожденные аномалии, психические расстройства. Детский церебральный паралич в структуре болезней нервной системы составил 59,6 %.

За 8 лет (по 2004 год включительно) отмечался прирост детской инвалидности по лейкозам, врожденным аномалиям, болезням мочеполовой системы, муковисцидозу, болезням костно-мышечной системы и соединительной ткани, сахарному диабету, психическим расстройствам, новообразованиям, болезням ЖКТ, органов дыхания, нервной системы, бронхиальной астме.

В возрастной структуре инвалидности к 2006 году более 75 % составили дети от 7 до 18 лет, что связано с ростом хронических заболеваний в период обучения в школе.

В 2006 году определен прирост детей-инвалидов (табл. 4) по туберкулезу и глухоте. В 2007 году в сравнении с предыдущими годами увеличилось число детей-инвалидов с нарушением слуха, туберкулезом, болезнями органов пищеварения (в основном язвенной болезнью), врожденными аномалиями (со значительной долей врожденных пороков сердца). Удельный вес детей с лейкозами, сахарным диабетом, ДЦП, муковисцидозом, болезнями органов кровообращения, болезнями костно-мышечной системы в структуре детской инвалидности за 2007 год ниже в сравнении с 2005 годом, но несколько выше предыдущего года.

В России первые места в инвалидности детей также принадлежат болезням нервной системы и органов чувств, затем следуют психические расстройства и врожденные аномалии развития [7, 8].

В США наиболее частыми причинами инвалидности являются расстройства психики (включая задержку психического развития) и нервной системы, бронхиальная астма, болезни опорно-двигательного аппарата и нарушения слуха и зрения [4].

Ряд исследователей также отмечают увеличение доли хронической соматической патологии в структуре детской инвалидности [9–12].

Болезни органов кровообращения являются основной патологией, приводящей к инвалидности молодых людей трудоспособного возраста [6, 13]. Согласно статистике Европейского конгресса кардиологов в Мюнхене (2004 г.), смертность от болезней органов кровообращения в Украине в общей структуре составила 62,2 % и находилась на первом месте среди стран Европы. Поэтому диагностика и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков — одна из актуальнейших медицинских проблем в педиатрии.

В табл. 5 представлены данные о распространенности и заболеваемости детей болезнями кровообращения.

В Российской Федерации показатели распространенности болезней органов кровообращения и костно-мышечной системы также увеличились по сравнению с 2000 годом на 18 и 12 % соответственно [11].

Увеличивается ежегодно и число детей-инвалидов с нарушением слуха. В Украине насчитывается около 19 тыс. детей с нарушением слуха, из них 10 % — в Днепропетровской области [6]. Однако кроме поражения органа слуха, которое прежде всего определило инвалидность у детей, в патологический процесс вовлечены другие органы и системы, в основном сердечно-сосудистая система (до 68 %), включая факторы риска фатальных желудочковых аритмий, что ухудшает качество жизни детей-инвалидов и вызывает необходимость ранней диагностики и профилактики у них сопутствующей соматической патологии [14].

Первичная детская инвалидность в течение 8 лет (до 2004 года) имела тенденцию к возрастанию на фоне уменьшения численности детского населения до 16 лет (табл. 6).

В 2006 году (табл. 7) инвалидность впервые была установлена 19 639 детям Украины (до 18 лет), в том числе 1384 — в Днепропетровской области (7,04 %).

В 2007 году, несмотря на уменьшение первичной детской инвалидности в абсолютных числах (до 1364), интенсивный показатель в сравнении с предыдущим годом вырос до 23,0 за счет уменьшения численности детского населения.

Большой проблемой остается первичная инвалидность с детства, т.е. признание инвалидами лиц в возрасте старше 16 лет (с 1.01.2005 — старше 18 лет).

По Украине инвалидами с детства в возрасте старше 16 лет (до 2005 года) признавались ежегодно свыше 19 тыс. человек — свыше 9 % общей инвалидности населения.

Значительное уменьшение инвалидов с детства в 2005 и 2006 гг. (табл. 8) связано с тем, что с 01.03.2005 г. (письмо МЗ Украины) осмотр детей проводили с 18-летнего возраста, т.е. в инвалиды с детства не вошли дети 16–17 лет.

Наиболее частыми причинами формирования первичной инвалидности с детства в 2006 году были [15]:

— врожденные аномалии (26,7 %);

— болезни нервной системы (15,5 %);

— психические расстройства (14 %);

— травмы (3,4 %).

Из-за распространения заболеваемости туберкулезом в детском возрасте ежегодно увеличивается как количество детей-инвалидов, так и доля инвалидности с детства, вызванной этим заболеванием.

Сохраняется факт тяжести инвалидности с детства (І–ІІ группы) — табл. 9.

Высокий уровень заболеваемости и инвалидности среди детей и подростков свидетельствует о необходимости взаимодействия между службами охраны здоровья, социальной защиты, образования, общественными объединениями и семьей.

В Украине принят ряд государственных и отраслевых законодательных документов, направленных на профилактику заболеваемости и инвалидности у детей, социальную защиту инвалидов и инвалидов с детства. Конечный результат реализации этих документов — предупреждение и снижение инвалидности среди детей и подростков.

Опыт тесного содружества педиатров, педагогов, психологов и социологов продолжает накапливаться, но желательный уровень еще не достигнут.

Во многих странах Европы отсутствие искусственных межотраслевых барьеров, определяемых жесткими рамками спущенного с верху штатного расписания, позволило отработать методы и порядок взаимодействия между психологами, социологами, педагогами и медиками.

Повышение роли государства, создание развитой сети учреждений по охране материнства и детства, развитие медико-генетической службы, интеграция со всей службой здравоохранения и управленческими органами на региональном уровне, совершенствование подготовки кадров, усиление роли семьи и ответственности каждого члена общества за свое здоровье, отношение к здоровью как к главному достоянию — необходимые условия для уменьшения негативных тенденций в здоровье женщин и детей, которые смогут улучшить качество потомства в третьем тысячелетии.


Список литературы

1. Health for all. Date Base. — Copenhagen: WHO Regional Office Europe Update, 2006.

2. Health for all. Statistical Data Base, Vers. — Vol. 1–2. — Copenhagen, 1999.

3. Зелинская Д.И. О состоянии детской инвалидности и реализации федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» // Рос. педиатр. журн. — 2001. — № 2. — С. 4-7.

4. Толмачева С.Р. Медико-социальные проблемы детей-инвалидов с хронической патологией // Medical practice. — 2007. — № 1(55). — С. 12-15.

5. Инвалидность детей школьного возраста как проблема социальной педиатрии / М.А. Позднякова, И.А. Камаев, Н.Н. Андреева, Н.А. Иорданская // Здравоохранение РФ. — 2001. — № 4. — С. 36-38.

6. Матеріали круглого столу «Медико-соціальні аспекти реабілітації дітей-інвалідів у Дніпропетровській області». — Unicef, 2004.

7. Круглова И.В. Многоуровневая проблема профилактики инвалидности у детей с хронической патологией // Рос. педиатр. журн. — 2003. — № 3. — С. 61-63.

8. Медико-социальные аспекты детской инвалидности / И.А. Камаев, Н.И. Гурвич, Н.А. Иорданская, М.А. Позднякова // Здравоохранение Рос. Федерации. — 1995. — № 6. — С. 11-14.

9. Инвалидность детей с хронической соматической патологией / Н.М. Коренев, Л.Ф. Богмат, Э.А. Михайлова, С.Р. Толмачева. — Харьков: Основа, 2002. — 210 с.

10. Орда О.М., Мойсеєнко Р.О. Охорона здоров’я дітей в Україні на етапі формування галузі // Актуальні проблеми педіатрії на сучасному етапі. — К., 2004. — С. 20-21.

11. Состояние специализированной ревматологической помощи детям и взрослым в РФ. Проект Федеральной программы «Ревматические болезни 2008–2012 гг.» / А.А. Баранов, Е.Л. Насонов, Е.И. Алексеева и др. // Вопр. соврем. педиатрии. — 2007. — № 1. — С. 6-8.

12. Паламар І.В. Чинники дитячої інвалідності від хвороб нервової системи, що зумовлюють її характер // Вісник соц. гігієни та організації охорони здоров’я України. — 2004. — № 4. — С. 36-39.

13. Круглова И.В. Многоуровневая программа профилактики инвалидности у детей с хронической патологией // Рос. педиатр. журн. — 2005. — № 3. — С. 61-63.

14. Ващенко Л.В., Шумная Т.Є. Медико-соціальні проблеми дітей-інвалідів із порушенням слуху // Загальнонаціональні проблеми на регіональному рівні. — Unisef, 2004. — С. 39-41.

15. Шатов А.В. Стан інвалідності з дитинства // Здоров’я та суспільство. — 2006. 


Вернуться к номеру