Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Международный эндокринологический журнал 6(24) 2009

Вернуться к номеру

Применение Эспа-липона (альфа-липоевой кислоты) у мальчиков-подростков с метаболическим вариантом течения гипоталамического синдрома пубертатного периода

Авторы: Хижняк О.О., Институт охраны здоровья детей и подростков АМН Украины, г. Харьков

Рубрики: Эндокринология

Версия для печати


Резюме

Представлен материал о возможности применения Эспа-липона (α-липоевой кислоты) у мальчиков-подростков с гипоталамическим синдромом пубертатного периода. Приведены клинико-лабораторная характеристика больных и критерии отбора для лечения. Сделан вывод об эффективности и безопасности применения препарата.


Ключевые слова

Гипоталамический синдром пубертатного периода, мальчики-подростки, метаболический синдром, лечение, α-липоевая кислота

Гипоталамический синдром пубертатного периода (ГСПП) является довольно распространенным заболеванием подросткового возраста и характеризуется эндокринными, вегетативными, обменными и трофическими расстройствами. По данным некоторых авторов, у 44 % больных при обследовании можно выявить симптомокомплекс, тождественный метаболическому синдрому (МС) взрослых [1].

С конца 80­х годов XX ст. после описания G. Reaven «синдрома X» [2] практически во всех странах мира ведутся исследования по изучению этиологии, патогенеза, осложнений этого состояния. Для МС патогномоничными признаками являются инсулинорезистентность, нарушение толерантности к глюкозе или инсулинонезависимый сахарный диабет, абдоминальное ожирение, артериальная гипертензия, дислипопротеинемия, нарушения в системе гемостаза [3, 4]. В последние годы многочисленными исследованиями, направленными на изучение патобиохимических и патофизиологических механизмов развития МС, убедительно доказано, что при данном состоянии имеется чрезвычайно высокий суммарный риск развития ишемической болезни сердца и других заболеваний, обусловленных атеросклерозом [5, 6]. Снижение чувствительности тканей­мишеней к действию инсулина и вызванную этим гиперинсулинемию можно считать основным патогенетическим фактором развития метаболических расстройств. При этом происходит усиление липолиза в жировых депо, повышение концентрации свободных жирных кислот, усиление синтеза триглицеридов (ТГ) в печени, повышение содержания в крови липопротеидов очень низкой плотности (ЛПОНП) и, как следствие, снижение уровня холестерина липопротеидов высокой плотности (ЛПВП). Абдоминальное ожирение также может быть пусковым механизмом развития гипертриглицеридемии и других метаболических нарушений, связанных с инсулинорезистентностью [7].

Одним из клинических вариантов течения ГСПП, по нашему мнению, является метаболический, характеризующийся некоторыми или всеми компонентами метаболического X­синдрома взрослых. Наиболее часто у подростков с этим вариантом течения ГСПП отмечаются следующие клинические признаки заболевания: гиперинсулинемия; нарушение толерантности к глюкозе; повышение уровня липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) и/или снижение уровня ЛПВП; транзиторная
и/или стойкая артериальная гипертензия; абдоминальное ожирение.

У подростков с ГСПП, особенно при выраженном абдоминальном ожирении, уже в 14–15 лет можно диагностировать начальные проявления дислипопротеинемии. Обнаруженные у детей нарушения являются факторами повышенного риска развития атеросклероза и других сердечно­сосудистых заболеваний в старшем возрасте и поэтому требуют своевременной и эффективной медикаментозной коррекции. Тем не менее, несмотря на многочисленные схемы терапии подростков с ГСПП, предложенные методы лечения не всегда обладают высокой эффективностью.

С момента открытия α­липоевой (тиоктовой) кислоты прошло более 50 лет. За это время препараты на основе α­липоевой кислоты все шире и шире используются врачами многих специальностей, в частности эндокринологами. Являясь препаратом метаболической природы, α­липоевая кислота оказывает максимальный терапевтический эффект при минимальном нарушении гомеостаза в организме. Это преимущество очень важно учитывать в детской эндокринологической практике, особенно у детей в период становления, роста молодого организма и полового созревания.

К настоящему времени проведены проспективные рандомизированные двойные слепые плацебо­контролируемые клинические исследования, которые подтверждают высокую эффективность и безопасность препаратов α­липоевой кислоты (ALADIN, DEKAN, ORPIL) при лечении больных с нейропатиями различного генеза (алкогольными, диабетическими и др.), автономными диабетическими нейропатиями, а также при профилактике многообразных осложнений сахарного диабета.

Эспалипон, участвуя в окислительном декарбо­ксилировании пирувата и α­кетокислот, предотвращает образование конечных продуктов гликирования, способствует максимальной утилизации глюкозы. Препарат обладает мощным антиоксидантным потенциалом, как прямым, так и опосредованным системой глутатиона.

В качестве лекарственного препарата ­липоевая кислота оказывает гипогликемическое (повышая чувствительность к инсулину), гиполипидемическое, энергетическое и нейротропное действие. При ее применении в достаточных дозах повышаются чувствительность инсулиновых рецепторов и внутриклеточный транспорт глюкозы и, как следствие, снижается инсулинорезистентность. Под влиянием α­липоевой кислоты, подавляющей процессы высвобождения жирных кислот из жировой ткани, уменьшается образование холестерина и его атерогенных фракций [8].

Целью настоящего исследования явилась оценка эффективности применения препарата Эспалипон («Эспарма», Германия) для коррекции дислипопротеинемии у мальчиков­подростков с ГСПП.

Объект и методы

Обследовано 15 мальчиков­подростков с диагнозом ГСПП (средний возраст составил 15,7 ± 0,4 года), которые ранее прошли 14­дневный курс лечения в условиях детского эндокринологического стационара. Традиционная терапия включала диуретики, витамины группы В, препараты, нормализующие сосудистый тонус, курс лечебной физкультуры, физиотерапию. Результатом этого лечения было улучшение общего самочувствия больных, в то время как показатели липидного спектра крови, уровни иммунореактивного инсулина (ИРИ) и артериального давления (АД), а также индекс массы тела (ИМТ) оставались без существенной динамики. Учитывая низкую эффективность традиционной терапии у больных данной группы, назначение им ­липоевой кислоты было целесообразно и патогенетически обос­нованно. Больные принимали препарат Эспа­липон в дозе 600 мг перорально за 30–40 мин до еды один раз в сутки в течение 2 мес.

Клиническое обследование включало определение физического развития пациентов с использованием перцентильных диаграмм, вычисление ИМТ, индекса «окружность талии/окружность бедер» (ОТ/ОБ), мониторинг АД. Радиоиммунологическим методом определяли содержание ИРИ в крови, ферментативным — уровень общего холестерина (ОХ), ТГ, ЛПВП с использованием стандартных наборов фирмы «Cormay Multi» (Польша). По стандартной методике проводили расчет содержания в крови ЛПНП, ЛПОНП, коэффициента атерогенности. Больным проводили стандартный тест толерантности к глюкозе с определением уровня гликемии глюкозооксидазным методом.

Контрольную группу составили 15 здоровых сверстников.

Результаты и их обсуждение

До начала лечения больные предъявляли жалобы на частые головные боли, избыточную массу тела, повышение АД. При объективном осмотре у данных подростков диагностировано абдоминальное ожирение 2–3­й степени (ИМТ > 30 кг/м2; ОТ/ОБ > 1). Систолическое артериальное давление составляло 140–150 мм рт.ст., диастолическое — 90–100 мм рт.ст. При обследовании выявлен повышенный уровень ИРИ в крови — 263,83 ± 4,11 нмоль/л; низкий уровень гликемии после стандартной нагрузки глюкозой — 3,8 ± 0,6 ммоль/л; высокий уровень ЛПОНП — 0,28 ± 0,19 ммоль/л против 0,14 ± 0,01 ммоль/л в контроле; высокий уровень ТГ — 1,09 ± 0,11 ммоль/л по сравнению с 0,73 ± 0,08 ммоль/л в контроле; низкий уровень ЛПВП — 1,01 ± 0,04 ммоль/л против 1,32 ± 0,05 ммоль/л (р < 0,05) в контроле. Обращает на себя внимание тот факт, что у больных данной группы, несмотря на выраженное ожирение и наличие положительной корреляции между ОХ и ИМТ, достоверного повышения уровня ОХ в крови не выявлено.

После курса лечения препаратом Эспа­липон в достаточной суточной дозировке 600 мг у 80 % больных отмечена нормализация показателей ЛПВП, ЛПНП, ТГ, средние значения которых представлены в табл. 1. У остальных больных эти показатели имели тенденцию к нормализации, однако не достигали возрастной нормы по сравнению с аналогичными показателями в контрольной группе.

Достоверное снижение уровня ИРИ в крови зарегистрировано у 66,7 % пациентов (табл. 1). Полученные результаты свидетельствуют о снижении инсулинорезистентности у больных благодаря нормализации чувствительности периферических рецепторов к действию инсулина [10]. Также выявлена четкая тенденция к снижению массы тела. У 46,7 % отмечено снижение уровня АД, вероятно, вследствие нормализации функции вегетативной нервной системы. Переносимость препарата всеми больными была очень хорошей, побочных явлений не зарегистрировано.

Выводы

Применение препарата Эспа­липон для лечения подростков с гипоталамическим синдромом пубертатного периода позволяет достичь нормализации показателей липидного обмена, артериального давления; снизить массу тела и уменьшить проявления инсулинорезистентности.

Указанные эффекты способствуют уменьшению риска развития сердечно­сосудистых и цереброваскулярных заболеваний, обусловленных ранним формированием атеросклероза сосудов.

В связи с высокой эффективностью и хорошей переносимостью препарат Эспа­липон может быть рекомендован для лечения пациентов с метаболическим вариантом течения гипоталамического синдрома пубертатного периода.


Список литературы

 1. Болотова Н.В., Дронова Е.Г., Лазебникова С.В. Распространенность, факторы риска и возможность коррекции метаболического синдрома у детей с различными формами ожирения // Тез. докл. III Всерос. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы эндокринологии». — Пермь, 2000. — 193 с. 

2. Reaven D.M. Role of insulin resistance in human disease // Diabetes. — 1988. — 37. — 1595-1607. 
3. Болотова H.B., Аверьянов А.П., Дронова Е.Г., Лазебникова С.В. Метаболический синдром — актуальная проблема современности. Роль рационального питания в его коррекции: Метод. рекомендации. — Саратов: Изд-во Саратов. мед. 
ун-та, 2002. — 19 с. 
4. Швец Н., Венца Т. Метаболический синдром: методы ранней диагностики и лечения // Ліки України. — 2002. — 9. — 11-14.
5. Метельская В.А. Сочетание компонентов метаболического синдрома у лиц с артериальной гипертонией и их связь с дислипидемией // Тер. архив. — 1998. — 2. — 19-23. 
6. Перова Н.В., Мамедов М.Н., Метельская В.А. Кластер факторов высокого риска сердечно-сосудистых заболеваний: метаболический синдром // Междунар. мед. журн. — 1999. — 2. — 21-24. 
7. Мамедов М.Н., Перова Н.В., Метельская В.А., Оганов Р.Г. Связь абдоминального типа ожирения и синдрома инсулинорезистентности у больных артериальной гипертонией // Кардиология. — 1999. — 9. — 18-22. 
8. Щербакова М.Ю., Самсыгина Г.А., Мурашко E.B. О первичной профилактике атеросклероза у детей группы высокого риска // Леч. врач. — 2000. — № 5–6. — С. 18-21. 
9. Касаткина Э.П., Одуд Е.А., Сивоус Г.И., Сичинава И.Т. Современные подходы к ранней диагностике и лечению специфических осложнений сахарного диабета у детей и подростков // Клиническая диабетология. — 1999. — № 2. — С. 16-19. 
10. Щербак А.В. Эспа-липон — надежный и эффективный препарат для лечения диабетической нейропатии // Диабетик. — 2000 май-июнь. — С. 34-37.

Вернуться к номеру